Около двух недель власти не занимались тушением лесных пожаров в Сибири, утверждая, что это нецелесообразно.
При этом они ссылались на высокие расходы. Площадь пожаров за этот период уже достигла 3,7 млн гектаров. Наконец Минобороны направляет в Красноярский край 10 самолетов и 10 вертолетов. Для тушения пожаров в прочих регионах привлекаются военные. Эксперт рассказал, насколько эффективны данные меры.
Лес в РФ горит ежегодно. Площадь пожаров составляет в среднем от 500 тысяч до 3,5 млн гектаров. В текущем году она уже приблизилась к максимальной. В агентстве лесного хозяйства располагают данными, что на 31 июля активно тушили только 100 тысяч гектаров, то есть около 3% от всей площади возгораний.
Борются с пожарами с помощью воды. Ее набирают в расположенных неподалеку водоемах. Зачастую для тушения применяют ранцевую установку: пожарный крепит ее на себя и распыляет 20-25 л воды, потом восполняет запасы.
Техника для борьбы с огнем у субъектов РФ зачастую есть, но нет средств для ее использования. Так, самолет Ил-76 набирает 20 тонн воды, быстро выливает ее на 1 кв. км и вынужден лететь за новой порцией. Еще недавно в Рослесхозе говорили о нецелесообразности применения авиации для борьбы с огнем.
В 2015 году Минприроды разрешило регионам самостоятельно решать, стоит ли тушить природные возгорания или нет. Появилось понятие «зона контроля» — территория, где возгорание тушить не обязательно.
Местные власти регулярно публикуют сообщения об отказе тушить огонь в зоне контроля. Большинство очагов обнаружили, когда они охватывали лишь несколько гектаров лесов. Комиссия посчитала, что урон от возгорания меньше, чем расходы на его тушение.
Пожары, бушующие в Сибири в текущем году, могут стать наиболее масштабными за все время наблюдений, считают в российском офисе Гринпис. Глава противопожарного отдела организации Григорий Куксин выразил мнение относительно того, насколько эффективной будет борьба с огнем, которую начали лишь теперь.
По его словам, самолеты, сбрасывающие воду, — это лишь успокоение для граждан. Авиация, сбрасывающая воду, никогда не является решающей мерой для тушение пожара, сообщил эксперт. Его тушат люди, отмечает он. Людей необходимо доставлять авиацией на место; там, где это необходимо, — проводится заброска парашютистов.
Сбросы воды — это не главная мера борьбы с огнем. Это выглядит очень эффектно, но не очень эффективно, отмечает Куксин. Сброс воды можно назвать вспомогательной мерой. Несомненно, хорошо, что ее применяют, но намного важнее, что в Сибирь доставлены силы авиационной лесной охраны. Это по-настоящему важный шаг, считает эксперт.
Если бы несколькими неделями ранее приняли данные меры, это существенно изменило бы положение в регионе. Сейчас эти меры уже существенно не изменят ситуацию, но она будет ухудшаться медленнее.
По мнению эксперта, на данный момент этими силами можно защитить селения, потушить отдельные участки пожаров. Но на общей площади возгораний все эти силы никак не скажутся, полагает Куксин. 95% площадей по-прежнему не намерены тушить, да это уже и невозможно, отмечает эксперт.
Теперь ситуацию улучшат лишь дожди. Тем не менее, данная работа не бесполезна, считает Куксин. Меры по переброске в Сибирь и на Дальний Восток профессиональных сил и техники — это правильные меры, просто уже очень поздно, считает эксперт.
СК РФ возбудил первое уголовное дело о лесных пожарах в Красноярском крае. Дело возбуждено в отношении должностных лиц Министерства лесного хозяйства региона по статье «Халатность», сообщается в пресс-релизе СК.