«Проект»: как офицеры ФСБ «крышевали» российские банки
«Проект» и The Bell опубликовали расследование, где сообщается, что полковник ФСБ Черкалин вместе с коллегами, у которых при обыске обнаружили 12 млрд рублей, — только часть схемы крышевания финансового сектора РФ.
Об этом рассказали банкиры, которые пострадали от их действий, передает Znak.com. Банкиры сообщили, что в эту схему входят еще сотрудники АСВ, юристы и обнальщики.
Александр Железняк — экс-совладелец ФГ «Лайф». Он и прочие акционеры уже 4 года проживают за рубежом: у банков отозвали лицензии, акционеры стали фигурантами уголовных дел. Банкир рассказал, что развал компании начался со встречи с Черкалиным в 2014 году, когда сотрудник ФСБ предложил ему внедрить в опорный для «Лайфа» «Пробизнесбанк» в должности вице-президента офицера ФСБ, находящегося в отставке. Далее банкир должен был передать долю «Лайфа», чтобы делиться прибылью с работниками ФСБ и генпрокуратуры.
Тогда Черкалин был в должности главы управления «К», в ведении которого находилась практически вся финансовая система РФ — в зоне контроля были банки, пенсионные фонды и страховщики.
Управление «К» получало деньги от кредитных организаций двумя способами: либо в виде процента от выведенных средств — 0,1-0,2% от суммы перевода — либо в виде фиксированных взяток за нарушения, сообщил источник.
Банки, занимающиеся обналом, ставились ФСБ на «абонентскую плату», рассказал экс-совладелец одной из кредитных организаций, лишенной лицензии. Для получения денег из ведомства в банк направляли «подкрышника» — офицера ФСБ в отставке. Зачастую он возглавлял службу экономической безопасности организации, под его контролем находились все денежные перемещения. Это позволяло держать ситуацию в банке под контролем.
Экс-зампред правления «Интелфинанса» Завертяев рассказал о своей встрече с Двоскиным. Двоскина связывают с преступным миром и ФСБ в сфере обнала, пишет издание. Окончилась встреча потасовкой и выводом средств из банка. Завертяев сообщил, что средства выводились по подложной подписи, хотя он сам из клиники «уведомил ЦБ о том, что банк захвачен». Он рассказал, что просил приостановить действие лицензии, чтобы прекратить вывод средств. Двоскин же сказал «Проекту» и The Bell, что банкир все придумал.
Контролем за обнальщиками предполагаемая теневая деятельность управления ФСБ не ограничивалась. Черкалин взаимодействовал с главами практически всех заметных отечественных банков.
Бывший владелец недавно лишенного лицензии банка «Югра» Хотин якобы сообщил следователям, что в течении 3-х лет выплачивал Черкалину деньги за покровительство, сообщает издание.
В расследовании упоминается также и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и замглавы агентства Мирошников. Железняк рассказал, что Мирошников был хорошо знаком с Черкалиным. По словам банкира, люди Мирошникова также обращались к нему и предлагали за небольшую компенсацию расстаться с активами, угрожая иначе сделать жизнь невыносимой.
Немедленно после задержания Черкалина Мирошников уехал из РФ и не приезжал обратно. Через 2,5 месяца в АСВ рассказали о его отставке без указания причин.
Также Железняк рассказал, что часть «Лайфа», которую у него требовали, назначалась для того, чтобы «две птицы» прекратили преследование в отношении акционеров компании. Под прозвищем «две птицы» имелись в виду генпрокурор Чайка и тогдашний глава экономической службы ФСБ Воронин, пишет издание.