Почему Сибирь не тушат и как это связано с наводнениями - эксперты
В 3-х регионах России объявлен режим ЧС из-за лесных пожаров, сообщили в МЧС: это Красноярский край, Бурятия и Иркутская область.
Ранее глава Красноярского края выразил мнение, что пожары тушить не нужно, поскольку это в сущности естественное явление.
По информации «Авиалесоохраны» на 29 июля сгорело около 2,7 млн гектаров леса. ИСДМ-Рослесхоз сообщает, что площадь пожаров уже равна 3,4 млн гектаров. Смог от горения леса уже перевалил за Урал. Глава противопожарного отдела Гринпис РФ Григорий Куксин сообщает, что на данный момент в РФ сгорело около 11 млн гектаров леса. Рекорд выгорания — 12-13 млн. Но сезон еще не закончен, отмечает эксперт.
Почему начались эти пожары? Эколог Вячеслав Харук объясняет это глобальным потеплением. Испаряется больше воды, в атмосфере накапливается больше энергии, которая должна где-то выделиться. Где-то она выделится в виде гроз и дождей, где-то — в виде засухи.
Есть еще одна причина — человеческий фактор. Куксин считает, что основная часть пожаров все же начиналась на вырубках. Там жгли костры, сжигая остатки порубки, но местные власти решили не тушить эти возгорания. С 2015 года субъекты РФ имеют такое право. С тех пор возникли так называемые зоны контроля.
Куксин рассказывает, что зоны космического мониторинга поделили на 2 уровня. В зоне 2-го уровня возгорания обнаруживают, но не тушат, так как это труднодоступные зоны, туда нельзя долететь. Чересчур далеко, чтобы тушить, и чересчур затратно. Регионы наделили правом не тушить пожары в этих зонах, поскольку это нерационально, нецелесообразно. Зоны контроля создали от бедности, отмечает эксперт.
В зонах контроля оказались и леса, где ведут лесное хозяйство, леса, находящиеся в аренде, а также отдельные населенные пункты. Если в 10 км от селения возникает пожар, то это селение сразу же ставится на особенный контроль. Но точные критерии и нормативы отсутствуют, поскольку все зависит от погоды.
Куксин считает, что основная проблема — недофинансирование регионов: например, в Сибири в отличие от Москвы, не хватает сил для тушения масштабных лесных пожаров, поэтому приходится выбирать, куда именно направить пожарных.
Читайте также
По мнению Солбона Санжиева, главы штаба добровольцев, именно пожары и вырубка лесов вызвали наводнения. По его словам, леса задерживают воду. Даже после сильных дождей вода не столь сильно заполняет реки. Но когда выгорает лес, аккумулировать, задерживать влагу нечем, отмечает Санжиев.
Куксин полагает, что для предотвращения ситуаций, подобных нынешней, нужно принять две важные меры. Первая — пересмотреть зонирование, разрешенное в 2015 году. Он считает, что до Урала зон контроля не должно быть, а в Сибири их количество необходимо сократить и вынести оттуда селения, дороги и леса, которые кто-либо использует.
Также нужно создать регламент, по каким признакам регион может не тушить пожар и кто лично будет нести за это ответственность. Если указанные меры будут приняты, то ситуация поменяется, считает эксперт. На это потребуются дополнительные средства, но в дальнейшем катастроф, подобных нынешней, удастся избежать, полагает Куксин.