Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Рукотворный кризис: почему московская избирательная кампания перешла в ежовые рукавицы силовиков

История свыборами вМГД показала, как плохое управление иошибки воценках ситуации приводят кзначительным политическим последствиям, полагает политолог Валерий Соловей.

Столичная мэрия получила карт-бланш на проведение выборов, пишет он. АП предпочла просто наблюдать. Недопуск к выборам команды Навального и команды Гудкова казался очевидным без дополнительных рекомендаций, пишет Соловей.

Мэрия была уверенна, что набрать необходимое число подписей у оппозиции не получится — тем более в летнее время. Административный ресурс казался почти безграничным, а кампания в общем — контролируемой, отмечает политолог.

Но реальность оказалась иной. Так получилось из-за того, что недооценили организационные возможности оппозиции. Оппозиция готовилась к выборам заранее и смогла (чего мэрия никак не ожидала) набрать необходимые подписи.

Второй момент — со 2-ой половины 2018 года в стране начали качественно изменяться общественные настроения: апатичное приятие действительности сменил запрос на перемены и желание (хотя бы части общества) идти на риск ради перемен. Ожил интерес к политике и началось стихийное создание массовых политических практик, отмечает политолог. Протест в Екатеринбурге против возведения собора, в столице — в защиту Голунова — это не случайные явления, а начало нового тренда.

Третий момент — в мэрии заметили падение уровня управления после того, как кураторство столичных выборов получила Наталья Сергунина, пишет Соловей. По его словам, зачастую именно плохой менеджмент позволяет перейти конфликтному потенциалу в открытый конфликт.

Ошибкой стало то, что мерия перешла от обычной тактики сегментирования оппозиции (допуск некоторых кандидатов до голосования) к недопущению абсолютно всех оппозиционных претендентов, причем в издевательской манере, что объединило столичных оппозиционеров, отмечает политолог.

Количество людей, вышедших на улицы 14 и 20 июля было не очень большим для Москвы вообще, но довольно значимым по сравнению с последними годами, а для летнего времени — вовсе удивительным, отмечает политолог.

Появление палатки у здания Мосгоризбиркома власть восприняла, как предвестник «оранжевого сценария», пишет Соловей. Теперь столичная избирательная кампания перешла в ежовые рукавицы силовиков, отмечает политолог.

Главу МВД в Кремле раскритиковали за дело Голунова, и теперь силовики усиленно ищут «оранжистов», пишет он. Весьма вероятно, что в субботу следует ожидать множества задержаний. По мнению политолога, переход контроля к силовикам означает переход в решении электоральных и политических вопросов неэлекторальными и неполитическими методами.

История с выборами в МГД означает, что политический кризис перешел в открытую фазу, полагает Соловей. По его словам, эта история демонстрирует политическую аксиому: дорогу к потрясениям прокладывает не оппозиция, а сама власть.

Полная версия