В детском палаточном лагере в Хабаровском крае в пожаре погибли четверо детей.
Следствие уже ищет виновных и найдет. Местные власти объявили, что семьи жертв трагедии получат по 1 миллиону рублей. Политолог Георгий Бовт рассуждает на тему того, как в России решается вопрос о размере компенсации семьям погибших в катастрофах.
Не все обстоятельства ЧП еще прояснились, идет следствие. Роспотребнадзор несколькими годами ранее ввел очень строгие правила коллективного отдыха детей, того, что касается правил их проживания, питания и перевозки. Поэтому неизбежно виновных в этой трагедии найдут в немалом количестве, считает политолог.
В связи с этим возникает несколько вопросов: почему в таком случае компенсации родным погибших выплачивает государство (или почему лишь государство), а конкретно региональный бюджет? Второй вопрос — почему сумма такая маленькая? Понятно, что при потере близких любые деньги покажутся ничтожным.
В любом правовом государстве родственники погибших обязательно обратились бы в суд и в страховую компанию, отмечает политолог. Детей в таких странах, скорее всего, застраховали бы перед подобным, в некоторой степени опасным, летним отдыхом на природе. А если бы родители не стали оформлять страховку, этим бы они взяли на себя всю ответственность. Государство тогда платило бы тоже лишь по решению суда.
По мнению политолога, в случае с Хабаровском именно госорганы повели себя халатно, не убедившись, что все правила выполняются. А если все правила выполняются, но халатность проявили организаторы, то по решению суда платить будут они. Да и деятельность организаторов также должна быть застрахована на крупные суммы, отмечает политолог. Поэтому выплаты составили бы не 1 млн рублей на одну жертву.
«Вам мало, что ли?»: пострадавшие в «Зимней вишне» и в Магнитогорске рассказали, кто и как им помогает
С больше степенью вероятности, в случае с трагедией в Хабаровске, страховки не были оформлены, а удовлетворение иска к местному Роспотребнадзору на десятки млн рублей очень маловероятно, считает политолог. Вероятно, кого-то отправят за решетку. Но это вряд ли можно считать компенсаций, пишет Бовт.
Все эти важнейшие вещи плохо регулируются российскими законами. Власти платят компенсации, по сути, «из милости». В России государство — как бы «благодетель», и на него вся надежда. Оно вроде как «обязано». В действительности оно обязано лишь стоять на страже закона и принимать такие законы, при которых в таких случаях можно было бы найти конкретных ответственных, в том числе материально.
Наконец, есть еще одна «мелочь». Обычно компенсации погибшим выплачиваются в России из некоего «резервного фонда». Но для соблюдения демократических приличий стоило бы проводить все вопросы, связанные с тратами бюджетных (то есть налоговых) денег, через законодательную власть, отмечает политолог.