Почему власть зачищает выборы и не переживает из-за протестов - Мартынов
В 2013 году Собянин боролся с Навальным за пост мэра столицы.
Власти понимали, что Москве требуются конкурентные выборы, на которых их претендент убедительно победит, чтобы не сердить москвичей, считает политолог Кирилл Мартынов. Через 6 лет подобный либерализм представляется немыслимым, полагает он. В Москве и Петербурге готовятся выборы, на которых провластным кандидатам предстоит бороться лишь с сами собой и со спойлерами, полагает политолог.
По его мнению, независимые претенденты на выборах в Мосгородуму и возможные конкуренты петербургского врио Беглова не допущены до голосования. Возможно, власти начали серьезно опасаться остатков политической конкуренции, но перестали бояться уличных выступлений? По мнению политолога, на этот вопрос следует отвечать утвердительно, имея в виду основное понятие в РФ на ближайшие годы: транзит.
После 2024 года Путин не сможет быть президентом без внесения изменений в Конституцию. Но всем ясно, что действительной передачи власти не произойдет: во имя удержания «стабильности», а именно нынешней «системы перераспределения ренты», Путин должен удерживать власть, даже покинув свой пост, пишет Мартынов.
Сценарий, который выберут для разрешения данной задачи, представляет сейчас ключевую «драму» отечественной политической элиты, считает политолог. Предыдущий опыт транзита, произошедший во время того, как Медведев был президентом, продемонстрировал, что любая перестановка высших должностей приводит к значительному изменению позиций групп влияния среди элит. В зависимости от избранного сценария транзита одни группировки выиграют к 2024 году, а другие — напротив, отмечает политолог.
По его мнению, из-за этого власти сейчас не сильно опасаются протестов, однако решили несогласованных претендентов до официальных должностей не допустить. Независимые депутаты в Московской думе либо оппозиционный глава региона, пользующийся популярностью у граждан, к 2024 году могут стать козырем для представителей отечественной элиты, готовых к диалогу с людьми. Компания, приготовленная было в столице для формирования подконтрольной мэрии Думы, осталась в результате невостребованной: бороться «самовыдвиженцам» от власти будет просто не с кем, пишет Мартынов.
Элитные группы с одной стороны оберегают себя от рисков, которые несет транзит, а с другой — пытаются получить из процесса наибольшую выгоду. Самый большой бонус достанется тому, кто сумеет предложить наилучший сценарий транзита: возможно, ему предложат организовать весь процесс, предполагает политолог.