Время амбиций прошло: какой будет новая эпоха в отношениях ЕС и России
Некоторые происшествия недавнего времени указывают на переход ЕС в иную фазу развития.
Какой она будет, пока никому не известно. Но «строительство общеевропейского дома» которое шло по проекту, предложенному сразу же после холодной войны, окончено, считает политолог Федор Лукьянов.
Выборы на Украине завершились нежданно, при этом удивляет масштаб провала Порошенко, который олицетворял четкий курс для страны: от РФ к Западу.
В Молдавии также произошла неожиданность. Давние полотические противники, одни из которых заявляли о пророссийской позиции, а другие — о проевропейской, соединили усилия и избавились от подмявшего страну олигарха. Их поддержали Кремль, ЕС и Белый дом.
ПАСЕ, на протяжении 5 лет заявлявшая РФ, что в силу разных причин она не может вернуться в организацию, вдруг в короткие сроки решила этот вопрос.
Массовые протестные акции в Грузии, вызванные неуклюжим появлением в грузинском парламенте российского депутата, привели не к новой пропагандистской перестрелке с участием РФ, Евросоюза и Америки, но вызвали довольно вялую реакцию, отмечает политолог.
Что же происходит? Лукьянов считает, что вряд ли началось сближение РФ и ведущих стран ЕС после долгого кризиса. Идет изменение самой политико-идеологической структуры ЕС, считает Лукьянов.
Выборы в Европарламет отразили изменившуюся реальность. Они указали на разобщенность политического поля, которая делает его плохоуправляемым, полагает эксперт.
По его мнению, ЕС долгое время будет занят решением внутренних вопросов. Энергии, воли и ресурсов для занятий внешней политикой станет намного меньше. ЕС в основном будет стараться снизить риски и издержки, происходящие от «соседей» — и с юга, и с востока. Отсюда и указанные изменения.
Взаимоотношения РФ и ЕС переходят в стадию, когда любые амбиции теряют актуальность, а главным станет стремление снизить издержки и риски. Этот период продлится по крайней мере до того, как изменения на глобальной арене и внутри ведущих стран приведут к появлению общей картины будущего, считает Лукьянов.