Эксперты дали предварительные ответы на основные вопросы о техстороне возгорания на «Лошарике» и о том, что могло произойти.
В одном экипаже было сразу 2 Героя РФ и 7 капитанов первого ранга, что может показаться необычным. Это испытатели-подводники, спецы. Работа у них очень опасная, сообщили эксперты. Поэтому их быстро повышают в званиях и часто награждают.
Группы из испытателей-акванавтов формируют для исполнения различных работ. Они выполняют самые разнообразные работы — занимаются даже подводной прокладкой труб.
На вопрос: правда ли на борту АС-31 взорвался газ, эксперты ответили отрицательно. Если бы взорвался газ, повреждения АС-31 не дали бы ему всплыть. Но АС-31 не поврежден и направлен в док.
По мнению специалистов, наиболее вероятная версия того, что послужило причиной гибели моряков на аппарате — внезапный крупный пожар. Он мог начаться из-за неисправного электричества. Эксперты замечают, что если АС-31 всплыл, то огонь удалось потушить.
Масштабный пожар на глубоководном аппарате, где он, по идее, невозможен, мог начаться из-за излишней концентрации кислорода. Могло произойти «закислораживание». Причиной этого могло послужить неправильное применение системы химической регенерации. При достижении концентрации кислорода в воздухе до 30% вероятность возгорания значительно увеличивается.
В 80-е годы в СССР разрабатывалась программа по понижению концентрации кислорода в воздухе при сохранении работоспособности подводников на подлодках. Она была направлена на предотвращение возгораний. В итоге концентрацию кислорода снизили до 12%, когда пожар просто невозможен. При этом команда работала в обычном режиме без негативных последствий для здоровья.
Эту программу приняли для небольших подлодок. Но позже с этой программой возникли трудности — Минобороны медленно и в недостаточном размере финансировало ее.
Также эксперты отметили, что на АС-31 очень мало внутреннего пространства. Поэтому при возгорании концентрация углекислого газа моментально достигает предельно допустимых значений, при этом все заполнено едким дымом. Возможно, погибшие подводники не успели воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами. Почему не включилась стационарная станция — неясно.