Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Крушение режима Плахотнюка: как Россия и Запад вместе освободили Молдавию от правителя-олигарха

Молдавия в последнее время вдруг очутилась в центре внимания СМИ в РФ и на Западе.

В стране рассыпался режим олигарха и главы местной Демпартии Владимира Плахотнюка. Этот режим сохранялся, имитируя евроинтеграцию, противостояние «русской угрозе», развитие демократии, пишет журналист Владимир Соловьев.

Плахотнюк с нулевых медленно пробирался наверх. В какой-то момент он был близок к президенту страны Воронину, руководившему с 2001 по 2009 год. Пока Воронин был президентом, а его компартия — партией власти, Плахотнюк курировал партийные СМИ, работу самой партии. Приближенность к власти, в тени которой действовал Плахотнюк, позволяла ему развивать собственные бизнес-интересы.

В 2009 году он решает сам пойти в политику. Олигарх вступил в ряды Демпартии, входившей в Альянс за евроинтеграцию — союз трех проевропейских партий, которым удалось отодвинуть от власти компартию Воронина. Этот союз, прославляя европейские ценности, тайно делил ключевые посты и денежные потоки.

В 2016 году Демпартия, имевшая уже более 50% мест в парламенте, сумела назначить свое правительство, которое возглавил Павел Филип. Демократам и Плахотнюку мешало лишь одно: уличные протесты, отмечает журналист.

К парламентским выборам февраля текущего года олигарх пришел во всеоружии. Избирательная система подстроена под его нужды. Все госструктуры: силовики, Центризбирком и КС, полностью подчинены ему. Крупнейший в стране медиахолдинг Плахотнюка перещеголял даже госпропаганду РФ.

Итоги выборов и правда стали для очень непопулярных демократов достойными: в общей сложности 40 мест из 101. Пророссийским социалистам досталось 35 мест, а еще 26 — у проевропейского союза ACUM.Партии начали говорить о создании коалиции. Демократы и социалисты говорили, что согласны создать союз с любой политической силой.

Казалось, что все окончится или союзом между социалистами и демократами, или все уйдут на досрочные выборы, которые смогут укрепить положение Демпартии. Но в начале июня стартовали события, необычные для региона, где за влияние борются РФ и Запад.

В столице Молдовы встретились вице-премьер РФ Козак, еврокомиссар ЕС Йоханис Хан и сотрудник Госдепа США Брэд Фреден.Все приехавшие встретились с главами партий и с президентом Додоном. Козак на пресс-конференции по итогам встречи с Додоном вдруг прямо заявил, что социалистам лучше бы вступить в союз с проевропейским ACUM, а не с демпартией, чтобы вывести Молдову из нынешнего плачевного состояния в демократическую нормальную жизнь.

Уже 8 июня такой союз был создан. И начался острый кризис. Демократы не стали признавать законность созданного союза. Демпартия, не ожидавшая, что стороны вступят в союз, ударила по новой власти. СМИ олигарха винили Додона, премьера Санду, спикера Гречаную и прочих участников альянса в госизмене: якобы те договорились по указке Козака, чтобы затем сделать Молдавию федерацией, возвратив ей Приднестровье.

Конституционный суд стал выпускать совершенно неожиданные решения: коалиция незаконна, правительство незаконно, парламент нужно распустить и проводить досрочные выборы. Суд отстранил Додона от власти, назначил врио президента экс-премьера Филипа, который одобрил указ о роспуске парламента, а затем опять из врио стал экс-премьером.

На главной площади Кишинева демократы 9 июня собрали акцию, на которую, сопровождаемый телохранителями, прибыл Плахотнюк. Он пообещал не сдаваться и спасти Молдову от предателей, продавших ее РФ.

И тут из ряда стран начали приходить негативные для демократов вести. Законность нового правительства признали глава дипломатии ЕС Могерини и еврокомиссар Йоханнес Хан. Позже законность новой власти признал и МИД РФ. Позже появилось схожее заявление от ФРГ, Англии, Франции, Швеции и Польши.

Штаты долгое время тянули с оценкой произошедшего в Кишиневе. 14 июня посол США в Молдавии Хоган пришел в офис Демпартии, где наедине недолго поговорил с Плахотнюком, и ушел. Через некоторое время Плахотнюк исчез. Есть версия, что он отбыл в Штаты, куда заранее привез семью.

Режим, представляющийся нерушимым, был разрушен, когда свои усилия объединили РФ, ЕС и Америка. И все обошлось без крови и конфликтов. РФ успешно решенный с ее участием кризис помог поправить свой имидж в Молдове.

Неожиданная готовность Москвы поддерживать правительство, сформированное из проевропейских партий связана с тем, что правитель-олигарх давно был для Кремля неприемлемым партнером. В 2010 году он способствовал тому, чтобы союз коммунистов и демократов, который создавал в Молдавии тогдашний глава АП РФ Нарышкин, не был заключен. В 2014 году, во время украинского кризиса, многие СМИ олигарха и он сам занимались демонизацией РФ и ее правительства.

То, что Плахотнюка убрали из молдавской политики, формирует новую ситуацию, в которой Москва может надеяться на приход к власти политиков, которые не будут создавать столько трудностей, сколько создавал Плахотнюк. После низвержения Демпартии пророссийская Партия социалистов может занять главенствующую роль в политике Молдовы, считает журналист.

Полная версия