Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Из десяти целей майского указа правительство сможет выполнить только одну - Николаев

Экономист Игорь Николаев оценил реалистичность достижения показателей майских указов.

Так, естественный прирост численности населения в 2024 году должен составить… 1 тысячу человек, что, по мнению кабмина, должно говорить о достижении национальной цели развития — «Обеспечении устойчивого естественного роста численности населения РФ».

По словам экономиста, многие удивятся цифре в 1 тысячу человек как доказательству обеспечения устойчивого роста населения.

В прошлом году в РФ был отмечен не прирост, а убыль граждан — 224,6 тыс. человек. Сейчас идет 2019 год, в котором по планам кабмина должен стартовать перелом данной тенденции, но итоги первого квартала 2019 года говорят об обратном: минус 106,7 тысяч человек. А в первом квартале 2018 года тоже фиксировалась убыль населения — минус 87,3 тысяч человек. Выходит, что никакого перелома тенденции в лучшую сторону нет, отмечает экономист. Наоборот, демографическая ситуация усугубляется. То есть, целевой показатель — нереалистичный.

Ожидаемая продолжительность жизни должна составить в 2024 году 78 лет. В 2018 данный показатель составил 72,9 года, то есть получается, что в оставшиеся годы продолжительность жизни должна каждый год увеличиваться на один год. Но при этом стоит отметить, что за 2018 год продолжительность жизни увеличилась только на 0,2 года. Как в оставшиеся 5 лет РФ выйдет на целевую прибавку в годах?

Доходы граждан должны возрасти в 2024 году на 2,4%. Доходы граждан у нас понижаются, начиная с 2014 года. Лишь в 2018-м они вышли в плюс на 0,2%, и то из-за новой методики расчета этого показателя. Начался 2019-й, результаты первого квартала - 2,3% в годовом выражении. То есть шестой год подряд доходы россиян снижаются, но при этом каким-то чудом они по планам правительства должны перейти к росту. Этот показатель также нереален, полагает экономист.

Количество населения с доходами менее величины прожиточного минимума должна составить 6,6% от общей массы населения в 2024 году. Количество бедных в стране должно снизиться в два раза — в 2017 данный показатель составлял 13,2%.

В 2003 году в президентском Послании Федеральному Собранию была прописана задача «преодоления бедности». Преодолеть не получилось, поэтому теперь у нас стоит задача понизить в два раза к 2024 году. Судя по динамике прошлых лет, это вряд ли получится, пишет Николаев. Сложно представить, что после стольких лет не очень успешной деятельности по понижению числа бедных в стране здесь вдруг начнется что-то очень позитивное, пишет он. Мы что, ожидаем резкое ускорение экономического роста? Нет, и близко нет ничего такого: по итогам I квартала 2019 года ВВП страны вырос на малоразличимые 0,5%. А ведь именно обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики является фундаментом для эффективного решения проблемы бедности в стране.

Экономист полагает, что с помощью разного рода статистических ухищрений можно выйти на требуемый показатель. У нас ведь число бедных зависит от величины прожиточного минимума, которую можно «подкрутить». Но если ничего особо не «крутить», то и этот целевой показатель достигнут не будет.

Число семей, улучшивших жилищные условия, должно достигнуть в 2024 году 5 млн человек. В 2018 году число таких семей составило 3,5 млн. В 2019 году, кстати, оно должно даже уменьшиться до 3,4 млн. Вообще же за период с 2019 по 2024 год должны улучшить свои жилищные условия 25,1 млн семей. То есть каждая третья российская семья в ближайшие годы должна заиметь большую и лучшую квартиру.

Верите? Вот и мне представляется это крайне маловероятным, потому что: наступает период неопределенности с финансированием жилья, связанный с отказом от традиционных долевых схем; рынок ипотечного кредитования уже испытывает негативное влияние закредитованности населения; реальные располагаемые денежные доходы населения продолжают падение; экономика близка к стагнации, пишет экономист. Откуда возьмется тогда этот бум жилищного строительства? Поэтому цифра — 5 млн семей, улучшивших жилищные условия в 2024 году, конечно, хорошая, но весьма далекая от реальности.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2024 году должен достигнуть 50%. С этим показателем вообще беда, отмечает Николаев. В 2017 году он составлял 16,1%, в 2018 году — 16,5%, в 2019 году должен составить 17,1%. Потом — быстрый трехкратный рост. Но такая динамика уже вызывает вопросы. Самый главный вопрос: а с чего вдруг? Давайте сами попытаемся на него ответить. Что заставляет организации внедрять технологические новшества? Конкуренция. Если же в силу тех или иных причин конкуренция невысокая, то нет и стимулов делать ставку на новую технику и технологии. В РФ с конкуренцией все печально. Поэтому мечты о том, что у нас в 2024 году 50% организаций будут осуществлять технологические инновации, так и останутся мечтами, полагает экономист.

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП страны должны достигнуть в 2024 году 6,1%. По результатам 2018 года этот показатель составил 1,9%. Возможно ли увеличить его сразу в три с лишним раза? Возможно, когда отталкиваешься почти от нуля. Это называется эффектом низкой базы. Наконец-то нашелся показатель, которого, возможно, удастся достичь, полагает экономист.

ВВП РФ должен вырасти в 2024 году на 3,3%. Напомню, что пока официальный прогноз на текущий 2019 год — прирост ВВП на 1,3%. Первый квартал, как уже выше упоминалось, закончили с результатом плюс 0,5% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го. Мы уже почти не растем. Так почему российские власти полагают, что вдруг экономика ускорится до темпов, превышающих среднемировые? Очень хочется? Ну, знаете ли, как говорится, хотеть не вредно. В общем, 3,3% роста экономики в 2024 году — это несбыточная мечта при той экономической политике, которая проводится правительством сегодня.

Россия должна занять пятое место среди стран по ППС (паритету покупательной способности) к 2024 году. Да-да, перед правительством поставлена задача обеспечить вхождение в пятерку крупнейших экономик мира. Для чего требуется ни много ни мало обогнать экономику Германии. С нынешними темпами экономического роста мы не то что не догоним Германию, мы с большой долей вероятности уступим свое сегодняшнее шестое место наступающей нам на пятки Индонезии, в которой в последние годы ВВП прирастает примерно на 5% в год. Так что не пятые мы будем в 2024 году, а седьмые.

Несырьевой энергетический экспорт в 2024 году должен составить 350 млрд долларов. По результатам 2018 года он составил 214 млрд долларов. Почему вдруг будет такой рывок, если российская экономика стагнирует, а мировая явно замедляется? Ответа нет, есть только красивая цифра, отмечает экономист.

Итак, из 10 целевых показателей развития России к 2024 году может быть выполнен только один, далеко не самый важный (внутренние затраты на развитие цифровой экономики), да и то благодаря эффекту низкой базы, отмечает Николаев.

Полная версия