При приближении выборов начинаются споры, стоитли оппозиции принимать вних участие.
Вроде бы не стоит садиться играть с шулерами в карты за их стол. Но если ничего не предпринимать, то ничего не поменяется. По мнению экономиста Максима Миронова, в выборном процессе участвовать нужно. Это может быть выдвижение собственных кандидатов, призыв отдать голоса за каких-либо иных претендентов и даже кампания активного бойкота.
Участие в выборах необходимо, чтобы зафиксировать реальный уровень поддержки власти. Например, в 2000-е годы поддержка власти народом была высока. На выборах разных уровней претенденты от «Единой России» получали хорошие результаты, а если где-то и были подтасовки, то массы это не волновало.
После протестов 2011-2012 годов все поменялось. Россияне вышли на улицы с требованием прекратить вовсе наглые фальсификации. Власть немного отыграла назад, но тогда в Кремле еще не боялись допустить сильных претендентов от оппозиции до избирательного процесса. В 2012-2013 годах в выборах принимали участие такие харизматичные люди, как Прохоров, Навальный и Ройзман. Все они показали неплохой результат, а Ройзман даже стал мэром Екатеринбурга.
При этом власти осознали, что даже административный ресурс, поддержка бюджетников, черный пиар из госСМИ уже не гарантируют, что претендент от партии власти непременно победит. Поэтому после 2012-2013 годов сильных оппозиционных претендентов просто перестали допускать до выборов под разными предлогами.
Против претендентов от партии власти начали выпускать уж вовсе слабых спойлеров. На выборах 2018 года и Путину, и Собянину подыскали намного более слабых противников, чем на выборах 2012-2013 годов, пишет Миронов. Но к 2018 году популярность «ЕР» опустилась уже до того, что кандидаты от нее уже начали проигрывать слабым спойлерам. Так, при выборе главы Владимирской области победу одержал претендент от ЛДПР Сипягин, который, по сути, и не вел никакой предвыборной кампании.
По мнению Миронова, сейчас власть уже боится проиграть даже очевидным спойлерам. По словам экономиста, Путин так боится «Умного голосования» и Леонида Волкова по той причине, что по итогам выборов 2019 года людям может стать слишком очевидно, что власти практически не имеют поддержки и проигрывают даже собственным спойлерам. «Умное голосование» может это наглядно показать, считает экономист.
Если власть проиграет даже дохлым спойлерам, то для того, чтобы удержаться, ей остается «полный КНДР». Но вовсе в Ким Чен Ына Путин превращаться не желает, пишет Миронов. Российский президент видит себя законным лидером, выбранным с помощью выборов.
По мнению экономиста, президент и его окружение боятся увидеть, что население уже желает видеть у власти кого угодно, лишь бы не «ЕР». То есть вопрос «Кто, если не Путин?» со временем превращается в ответ «Хоть кто, лишь бы не Путин». Это — сентябрьский кошмар власти. И поэтому Волкова удерживают за решеткой, считает Миронов.