Глава СП Алексей Кудрин, выступая на ПМЭФ, сообщил про практикуемые в РФ рейдерские захваты, и про несправедливые суды, которым предприниматели не доверяют.
Потом он сделал основной вывод: правоохранители должны отвечать за то, растет или падает российская экономика, так как они оказывают на нее очень сильное влияние своими действиями.
Стоит отметить, что про наезды на бизнес знают все, пишет экономист Дмитрий Травин. Но в том, что экономика РФ уже 10 лет пребывает в стагнации, начинают винить «либералов». Будто во всем виноваты только ЦБ и правительство. При этом экономика, которую регулируют профессионалы, искусственно отделяется от остальной страны, где во всю разгулялись силовики. По мнению Травина, это разделение создает миф о том, что экономические неудачи являются последствием ошибочной макроэкономической политики, а не правил игры (институтов).
Органы власти влияют на экономику сейчас лишь опосредованно, отмечает экономист. Так, от Минфина зависит то, что связано с бюджетом: как именно, на какие сферы будут потрачены средства казны.
ЦБ контролирует, сколько будет денег в обороте. Большая денежная масса может вызвать инфляцию, слишком маленькая затормозит развитие. ЦБ влияет своими решениями на весь бизнес, но если тот в страхе убегает за границу, даже отличная кредитно-денежная политика бегство не остановит, пишет Травин.
Правоохранители, которые не столько охраняют право, сколько нагибают его под себя, могут сильно навредить бизнесу, отмечает экономист. Формально они с экономической деятельностью не связаны, поэтому те, кто мало знает, как на практике работает хозяйственная система РФ, не увязывают падение экономики с судами, полицией, СК и ФСБ. Но именно в полномочиях этих ведомств нанесение ущерба тому бизнесу, который они посчитают «неправильным».
Ни Минфин, ни Минэк такого сделать не могут. ЦБ вправе отзывать лицензии у кредитных организаций, но даже он не так страшен, как те, кто арестовывает и сажает, считает экономист.
Но в этом и заключается суть, это и есть правила игры или институты. Если бизнесмен знает, что силовики могут неожиданно сделать так, что у него ни имущества не останется, ни свободы, то он убежит из страны, где происходит такое. И даже наилучшая кредитно-денежная политика и всевозможные субсидии его не остановят.
Потому что человеку, находящемуся в заключении, все это ни к чему, пишет Травин. А может и бизнес после посадки заберет кто-нибудь из силовиков - не зря ведь у них в квартирах находят огромные суммы.