Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Можно снять шедевр, просто рассказав правду: почему весь мир посмотрел «Чернобыль»

Телеканал HBO показал мини-сериал «Чернобыль».

К сильному удивлению россиян, этот многосерийный фильм получил наивысшие оценки зрителей за всю историю ТВ. Идеология СССР основывалась на том, что природа человека пластична и что «нового человека», коммуниста, возможно воспитать, изменяя условия, в которых он живет.

Сериал «Чернобыль» предложил иную версию: создатели коммунизма могут оставаться людьми не благодаря, а вопреки системе, в которой живут, считает журналист Кирилл Мартынов. Плановая экономика СССР и цензура КПСС культивировала в людях наихудшие черты — лживость, двоемыслие, лесть по отношению к руководителям. Все это четко показано в фильме.

Последствия чернобыльской аварии стало возможно предотвратить по той причине, что поверх всех этих обычных для советской жизни практик жили присущие всем людям не зависимо от социального устройства понятия о долге, сопереживании и чести, полагает Мартынов. Этот фильм понимают все, поскольку он утверждает: люди остаются людьми в любых ситуациях.

«Чернобыль» прежде всего является художественным произведением, и уличать авторов в ошибках вовсе неинтересно, отмечает журналист. Так, некоторые обратили внимание на то, что многоэтажные дома (фильм снимали в Литве и Украине) времен СССР на панорамных съемках оборудованы окнами ПВХ. Но от этого и прочих мелких нюансов менее достоверной история не становится, пишет Мартынов. По его мнению, вряд ли такие мелочи при общем внимании создателей картины к советскому быту имеют значение.

Так почему же этот фильм посмотрели во всем мире? Американским авторам удалось поведать о великой и трагической истории России, избежав штампов, но сохранив пафос, полагает Мартынов. По его мнению, это стало уроком для российских «мастеров искусств», сидящих на госсубсидиях. Выяснилось, что если не стараться сделать новый пропагандистский лубок, но показать правду о бедах и подвигах людей, то можно создать шедевр.

Полная версия