Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

России не по карману быть великой державой - мнение

Нынешний многополярный мир России невыгоден.

Во времена так называемой однополярности, когда США вели себя как вожди по меньшей мере половины человечества, удобно устроиться в мире было намного проще, считает журналист Сергей Шелин. По его словам, в те времена США «несли бремя супердержавности» и ради соблюдения глобального порядка уступали не только союзникам, но даже и противникам — Китаю. Последнее десятилетие все это стало разваливаться, и особенно быстро этот процесс идет последние несколько лет, пишет Шелин.

По его мнению, никогда еще на событийной карте мира не возникало так много новых красок одновременно. РФ начала, не обращая ни на кого внимания, играть по своим правилам одной из первых и присоединила Крым. Но сейчас таких самостоятельных держав-игроков появилось множество, отмечает журналист. Самое важное, что одной из них стали трамповские Штаты.

Торговая война с Китаем и нефтяной бойкот Ирана — все это Америка проводит без согласия союзников и партнеров, а даже вопреки их протестам. По мнению журналиста, мысль о том, что теперь каждый сам за себя, овладевает умами политиков всех стран.

России это несет дополнительную непредсказуемость. Стоимость нефти вдруг снижается с 70 до 60 долларов за баррель, хотя вроде бы должна вырости, ведь нефтеэкспорт Ирана практически закрыт. Но давление США на Пекин, ни с кем не согласованные размеры которого очень удивили мир, привело к «глобальной хозяйственной оторопи».

Этот поединок без правил не похож на осторожные движения президентов США однополярных времен. Странам-нефтеторговцам, и России в том числе, остается лишь смотреть со стороны, неся потери и надеясь, что нефтяные цены так же внезапно пойдут вверх.

Но, кроме вынужденных убытков, РФ несет и добровольные. Из-за затяжного конфликта с Америкой, в ожидании санкций США в 2018 году долларовые госрезервы в огромных объемах переводили в юани. Стоит отметить, что сознательное понижение его курса — один из основных инструментов в торговой войне КНР и США. Весной 2018 года, во время обмена российских долларов на юани, доллар стоил менее 6,3 юаня, а сейчас он стоит больше, чем 6,9. Таким образом, данная крупная валютная операция снизила эту часть резервов РФ почти на 1/10, отмечает Шелин.

Можно предположить, что раз сейчас все против всех, то возросшая военная мощь РФ является универсальным аргументом, соответствующим духу наступившей многополярной эпохи.

Но стоит знать мировой расклад. В 2018 году, по подсчетам SIPRI военные расходы РФ (61 млрд долларов) были шестыми в мире и составили 3,4% мировых. Даже если SIPRI в чем-то ошиблась и расходы составили 70–80 млрд (4% мировых) и РФ не шестая, а третья, отечественные затраты все же сильно отстают от трат США (649 млрд) и Китая (250 млрд). Наращивать военную мощь в масштабах США и КНР России не по силам— не те размеры экономики.

Знание этого могло бы располагать к поискам менее заметной роли на земле, чем была у СССР, считает журналист. Сильных и смелых игроков в мире становится все больше. Азартная игра в великодержавность в сегодняшней мировой атмосфере слишком рискованна и убыточна.

Полная версия