Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Данные 99% пользователей в любой момент могут быть слиты»: чего хочет ФСБ от «Яндекса»

ФСБ потребовала от «Яндекса» передать ключи шифрования переписки пользователей.

Имеются в виду сервисы «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск». Компания ключи передать отказалась, так как посредством их можно получить доступ к паролям пользователей вообще всех сервисов. IT-сециалист Владислав Здольников прокомментировал ситуацию.

«Яндекс» является российской компанией, которая должна подчиняться законам РФ. Согласно им «Яндекс» и так должен выдавать практически любую информацию по запросу от любых силовиков: и переписку, и содержание Яндекс.Диска.

Последнее требование ФСБ невыполнимо, поскольку эти протоколы шифрования (вероятно здесь имеются в виду протоколы обмена трафиком между браузером и серверами «Яндекса») не подразумевают наличия каких-либо конкретных ключей. При работе по такому протоколу каждого клиента ключи шифрования все время меняются — чаще, чем раз в секунду. Они формируются и уничтожаются ежемоментно, и передавать их не имеет смысла с точки зрения практического использования, рассказал специалист.

По его мнению, это требование силовиков несет в себе некие политические цели. Вероятнее всего, это связано с усиливающимся давлением на «Яндекс». Известно, что «Яндекс» быстро становится полугосударственной компанией из частной, потому что власти очень тревожит его независимость. В данном случае или силовики вынуждают компанию идти на какие-либо не связанные с этим требованием шаги навстречу властям, или ведомство просто тестирует редакцию «Яндекса» на подобные запросы. С технической стороной процесса это не связано, считает Здольников.

Гражданам следует помнить и не удивляться, что любая компания, пребывающая в юрисдикции РФ, по запросу любого силового ведомства РФ передает любые данные о пользователе, отмечает эксперт. И без ключей шифрования «Яндекс» ежедневно предоставляет информацию ФСБ.

С учетом того, что передать ключи шифрования технически невозможно, «Яндекс» отреагирует исходя из политической подоплеки данного решения, полагает Здольников. По его мнению, компания хорошо понимает, что от нее требуют в действительности. Скорее всего, они пойдут на то, что от них требуют.

По мнению эксперта, в некотором смысле данная ситуация выгодна компании. Так, поднимается проблема, что данные пользователей выдают, так как 99% пользователей даже не подозревают, какие законы действуют в России, и не догадываются, что их данные могут быть слиты в любое время. И часто это не данные преступников. Это могут быть граждане, находящиеся под давлением властей, или те, кто интересен с точки зрения бизнеса.

По словам эксперта, компании на руку шум, так как можно официально заявить, что она не может избежать ситуаций, когда ей придется передавать данные. Предание огласке этой темы — верный шаг. Но вряд ли это в конечном счете затруднит передачу данных от «Яндекса» силовикам, отмечает эксперт.

Полная версия