Провалились ли переговоры Лаврова и Шойгу в Японии?
В Токио в последних числах мая проходили переговоры РФ и Японии в формате 2+2.
Сергей Лавров и Сергей Шойгу встречались с японскими коллегами. Как всей четверкой, так и тет-а-тет. На поверхностный взгляд, переговоры закончились провалом, попытки достичь компромисса по Курилам завершились ничем, отмечает политолог Геворг Мирзаян.
Так, глава МИД Японии поднял вопрос о военных учениях россиян на островах. Они неприемлемы, заявил дипломат. В ответ на это Лавров заявил, что острова принадлежат РФ и Москва будет делать на них то, что посчитает нужным. А российская сторона раскритиковала планы Токио по формированию на своей территории системы ПРО, что угрожает интересам и безопасности РФ. Японский министр обороны ответил на это, что ПРО создают лишь для защиты от КНДР, поэтому она не угрожает РФ.
В Японии скептически восприняли результаты саммита. Японские СМИ сообщили, что Токио отказался от заключения с РФ рамочного соглашения, содержащего условия и дорожную карту будущего мирного договора. Казалось бы, все перечисленные разногласия показали, что встреча провалилась. Но в случае взаимоотношений РФ и Японии действительность несколько иная, считает политолог.
Японская сторона всегда возмущается, когда речь заходит о Курилах, но это скорее показательное возмущение. Японцы понимают, что Курилы — российские, и вряд ли это изменится. Также японцы понимают, что РФ будет действовать на своей территории так, как сочтет нужным. Но японские власти не вправе молча наблюдать за этим, поскольку если они не станут протестовать против учений русских, то этим признают, что Курилы принадлежат РФ, а подобное признание ослабит позиции Японии и вызовет неприятие у японского населения. Поэтому японцы вынуждены высказывать очередное «предупреждение» без реальных последствий для России, пишет Мирзаян.
А российская сторона возмущается японской ПРО не по той причине, что рассчитывает ее убрать. Российские дипломаты понимают, что эта система очень важна для Японии. Не для запугивания РФ и даже не для защиты от КНДР, а для защиты от реального врага Японии — Китая. Поэтому японское руководство в любом случае сохранит ее.
Но если Россия не планирует ничего передавать, а Япония не намеревается ни от чего отказываться, то какой смысл в переговорах? Смысл есть, отмечает политолог. И Москва, и Токио признают противоречия по земельному вопросу, но при этом пытаются обойти их, чтобы одновременно развивать отношения по иным направлениям. Токио переговоры нужны хотя бы для того, чтобы Москва не заключила альянс с Пекином и не помогала ему в возможном конфликте с Японией.
России эти встречи нужны для того, чтобы как-то диверсифицировать отношения с Пекином (чтобы китайцы не думали, что россиян можно продавливать по всем вопросам, поскольку деваться им в Восточной Азии некуда), и для получения технологий Японии и инвестиций для Дальнего Востока. К примеру, РФ предлагает японской стороне вместе осваивать Южные Курилы.
Итак, встреча завершилась готовностью сторон продолжать переговоры, отмечает Мирзаян. В конце июня российский лидер встретится с премьером Абэ в Осаке на саммите G20.