Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Авиаэксперты о крушении «Суперджета»: пилотам не хватает практики полетов без автоматики

5 мая в ходе аварийной посадке SSJ100 в аэропорту Шереметьево лайнер загорелся, погиб 41 пассажир.

«Коммерсант», ссылаясь на источник, обнародовал такую версию: в лайнере отключилась система автоматического пилотирования после попадания в носовую часть молнии. Это внештатная, но не чрезвычайная ситуация.

После аварии «Аэрофлот» отменил около 50 рейсов, которые осуществлял «Суперджет».

Следствие рассматривает несколько версий крушения. Эксперты оценивают квалификацию экипажа, диспетчеров и тех, кто следит за техсостоянием лайнеров. По словам наблюдателей, об аварийной посадке было известно до того, как лайнер начал садиться. Авиаэксперт, пожелавший остаться анонимным, пояснил ситуацию так: лайнер шел на второй круг с превышением посадочной массы, пожарные расчеты должны были уже находиться на полосе в этот время, согласно инструкциям.

Неготовность аэропорта к экстремальным ситуациям является большой проблемой, отмечает эксперт. В Шереметьеве трудности с реагированием на ЧП уже были, отмечает он.

Летчик Матвей Сизганов пояснил ЧП в Шереметьево так: 90 секунд на эвакуацию любого самолета — признанный во всем мире стандарт, так как установлено, что за это время лайнер полностью сгорает. Со времени полной остановки лайнера до приезда первых пожарных машин прошло более 80 секунд. 80 секунд — это очень опасно, смертельно.

Диспетчеры получили сигнал бедствия от лайнера за 5 минут до посадки. Этого времени было достаточно для подготовки к приёму лайнера на земле. Но пожарных машин, стоящих вдоль всей полосы, (ведь неизвестно, в какой ее части судно остановится), не было. Не было и пены, разливаемой по полосе при аварийной посадке самолета с полными баками, отмечает Сизганов.

Авиаэксперт Виктор Горбачев высказал другое мнение. После того как капитан сообщил аэропорту о неполадках в электронике и системе связи из-за того, что в судно попала молния, он попросил посадку в Шереметьево, напомнил эксперт. На тот момент никаких аварийных ситуаций не было.

Судно могло спокойно приземляться, функционировала резервная связь. Поэтому все пожарные расчеты пребывали в дежурном режиме. Они не должны были подъезжать к полосе, так как ситуация не была аварийной. Если бы у лайнера, например, двигатели начали гореть в небе, тогда бы пожарные ждали у полосы. Но приземление не было аварийным, и если бы экипажу удалось аккуратно посадить самолет, они подъехали бы как раз вовремя. Но пилот запаниковал.

Такого же мнения придерживается и бывший пилот «Аэрофлота». Приземлить лайнер с полными баками без пожара возможно, можно и совершать полет после удара молнии, если работает навигация и двигатели. Но в этом случае после отказа автоматики командир мог быть морально не готов к ручной посадке. Когда судно подпрыгнуло, нужно было заходить на второй круг, считает эксперт. Но, видимо, стресс и отсутствие тренировок в экстремальных ситуациях, сделали свое дело.

Сейчас в полете максимально задействуют автоматику, лётчикам не позволяют вести судно с отключением автоматики. У пилотов нет хороших навыков управления самолетом без автомата. Также стоит отметить, что раньше летчики сперва учились на малых ВС, и лишь потом пересаживались на большие лайнеры, это было органическим развитием для них. Сейчас пилоты сразу работают на крупных судах с автоматическим управлением, отмечает эксперт.

Тем временем Следственный комитет продолжает расследование дела.

Полная версия