Олигархов из 90-х обяжут делиться? - Мельников
В интернете обсуждают высказывание главы СКР Бастрыкина на X Международном молодёжном юридическом форуме юрфака СПбГУ.
Сложный вопрос — почему люди в 90-е разбогатели, сказал он. На этом фоне правовыми методами нужно подключать российский крупный и средний бизнес к участию в нацпроектах, сказал глава СК РФ. При этом он прибавил, что, возможно, они уже участвуют в них. «Но такого закона я не видел, а я бы принял», — заявил он.
Кто же из российских богачей может попасть в этот «список Бастрыкина» — из лиц, преступивших закон в 1990-е, но могущих искупить это сейчас, рассуждает журналист Михаил Мельников. По его словам, наиболее крупной аферой 90-х были залоговые аукционы: банки давали государству деньги, беря в залог акции крупнейших производств и заводов, при этом и власти, и банки понимали, что выкупать ценные бумаги никто не станет.
Список разбогатевших на этом лиц включает Ходорковского, Фридмана, Авена, Потанина, Прохорова, пишет журналист. Прохоров сейчас старается вывести свои активы из РФ, но в «списке Бастрыкина» ещё рискует очутиться. Он уже вышел из РУСАЛа, занимается распродажей активов ОНЭКСИМа, причём с помощью государства посредством Фонда прямых инвестиций.
В результате аукционов контроль над НЛМК приобрел Лисин — но он уже является участником проскрипционного «списка помощника президента Белоусова», то есть его уже обязали инвестировать в развитие РФ, пишет Мельников.
Абрамович напрямую в аукционах не принимал участия, но в итоге получил от Березовского «Сибнефть» — этот факт потом разбирали в суде Лондона. Также стоит вспомнить главу ЛУКОЙЛа Алекперов, получившего основанную им как госчиновником компанию в 1995 году при помощи американцев.
Ещё одним источником доходов 90-х была близость к «семье» главы государства, и здесь стоит упомянуть Дерипаску. Здесь упомянуты лишь предприниматели общероссийского масштаба и значения. Но стоит отметить, что во всех регионах РФ существуют свои богачи, и там можно отыскать намного более достойных внимания выходцев из 90-х, пишет журналист.
«Раскулачивать» в РФ на общероссийском уровне по итогам 1990-х почти некого — большая часть раскраденных активов перешла в другие (часто государственные) руки, а предъявить что-то экс-владельцам весьма затруднительно, считает Мельников. Те, до кого удалось дотянуться, уже обложены высокими налогами (газовые, нефтяные компании) или задействованы в инвестпроектах Белоусова, и Бастрыкин об этом знает.
Глава СК РФ опоздал, считает журналист. За его словами нет конкретики. По сути он лишь признал, что российское руководство не рассчитало сил и средств на нацпроекты снова не хватает.