После аварии SSJ100 в Шереметьево авиакомпании попробуют избавиться от воздушных судов этой модели с целью избегнуть имиджевых и финансовых убытков.
Массовые задержки рейсов «Суперджета» являются частью кампании «Аэрофлота» по отказу от этой модели, предполагают эксперты. Со времени аварии 5 мая, когда в ходе аварийной посадке SSJ100 в аэропорту Шереметьево загорелся лайнер и погиб 41 пассажир, компания «Аэрофлот» отменила около 50 рейсов, которые осуществлял «Суперджет».
13 мая проблемы с эксплуатацией лайнера продолжились: рейс «Аэрофлота» из российской столицы в Самару возвратился в аэропорт вылета ввиду проблем с давлением в кабине пилотов. Также самолет авиаперевозчика «Азимут» ввиду технических неполадок не смог отбыть из Краснодара в Челябинск.
Массовые отмены рейсов, выполняемых SSJ100, выглядят организованной кампанией «Аэрофлота», полагают эксперты. Создается чувство, что авиаперевозчики пытаются избавиться от навязанных им лайнеров.
Перевозчиков практически заставляли приобретать эти воздушные суда. Они часто ломались, простаивали, а изредка летали и с риском для клиентов. Невозможно, что самолеты сперва летали, а теперь в них резко начали находить недочеты, полагает глава агентства «Cоциальные коммуникации» Паймушкин.
По его мнению, в настоящее время «Аэрофлот» к любым недочетам в работе SSJ100 относится с усиленным вниманием во избежание своих репутационных потерь. Кампания демонстрирует, что ее имидж важнее имиджа проекта данного самолета, и попытки навязать ей новые соглашения на приобретение «Суперджетов» безуспешны. Нынешняя кампания по «отбеливанию» «Аэрофлота» от применения этой марки лайнеров идет своевременно, полагает эксперт.
Пилот Петр Марченко, считает, что массовые отказы «Суперджетов» настораживают. Из-за разных поломок SSJ100 не допускали к полетам и ранее. Но после недавней аварии перевозчик перестраховывается, внимательно относясь к мелочам, поэтому и отменяет рейсы, отмечает он.
Заслуженный пилот Сытник полагает, что ни КБ «Сухой», ни предприятие, производящее Superjet, не осуществляют технического сопровождения воздушного судна, то есть на него нет деталей. Иностранные перевозчики закупили судно, а обслуживать его не представляется возможным.
Из-за этого около 50% лайнеров простаивают, их используют как доноров. По этой причине «Аэрофлоту» данный продукт не требуется, считает пилот. Если техобслуживание «Суперджетов» не наладят в ближайшие сроки, то и российские перевозчики от него откажутся, полагает он.
Если перевозчики сейчас не сменят свой парк сами, они будут вынуждены делать под давлением клиентов, полагает экономист Олег Буклемишев. По его словам, психологический эффект от произошедшей трагедии сейчас очень сильный.
Где предоставится возможность, клиенты станут выбирать маршруты, которые осуществляет не SSJ100. Этот бойкот принесет убытки перевозчикам. Сейчас использование этой марки в РФ не приостановлено в значительной степени из-за того, что авиапарк перевозчиков не диверсифицирован — есть места, куда летают только «Суперджеты», и приостановка грозила бы транспортным коллапсом в отдельных регионах.