Следствие по делу о крушении самолета в Шереметьево повернуло в сторону признания вины пилотов.
«Чемоданы» решено позабыть, теперь накапливаются обвинения в адрес членов экипажа — именно эта версия крушения SSJ-100 считается доминирующей.
По мнению политолога Анатолия Несмияна, независимо от реальных обстоятельств дела, следствие чисто политически ограничено, и в рамках данных ограничений ему будет весьма сложно устанавливать истинные причины и быть свободным в собственных выводах. Политолог считает, что это напоминает о трагедии в Магнитогорске, о которой уже забыли и основной версией причины ЧП стал «бытовой взрыв газа».
Нельзя касаться двух объектов: самого самолета и действий служб аэропорта, отмечает политолог. При этом неважно, хорош ли лайнер или нет. SSJ-100 — это «не самолет, а фантомная боль умирающей бывшей технологической сверхдержавы», пишет Несмиян.
Уровень технологий в современной стране определен ее способностью иметь полноценный производственный комплекс в 3 отраслях: ракетостроении, авиастроении и ядерной энергетике. Это должны быть не просто заводы по сборке, а весь комплекс — от сырья до готовых продуктов. При этом возможна международная кооперация, но государство можно назвать высокотехнологическим, если оно может воссоздать всё производство на собственной территории и произвести все компоненты, отмечает политолог.
По его словам, сейчас в РФ многие отрасли порядочно разграблены. Высокотехнологичных это коснулось в первую очередь. Но амбиции руководства страны нуждаются в демонстрации могущества, поэтому самолет «Суперджет» — это не лайнер, а демонстрация.
В СССР производили всю линейку гражданских воздушных судов, которые можно критиковать за надежность и прочие характеристики по сравнению с зарубежными. Сейчас в РФ не производятся гражданские лайнеры, соответствующие реальным потребностям самой большой страны в мире. Но необходим хотя бы один.
База высокотехнологичных отраслей чрезвычайно дорогостояща, делать только один тип продукции невыгодно. Поэтому SSJ не может быть российским самолетом, и не является таковым. Он является лишь демонстрацией способности «собрать конструктор», но не свидетельствует о технологической мощи, отмечает политолог.
По его мнению, следствие при возникновении вопросов к особенностям строения SSJ будет их закрывать, даже если они очень важны для выявления причин трагедии. То же самое будет и при возникновении вопросов к действиям наземных служб аэропорта, считает политолог. Его владельцы — приятели президента, по этой причине к тому, как организована система спасения аэропорта, также не будет вопросов.
Возможно, к ответственности привлекут конкретных лиц, действия которых будут персонифицированы. Самого аэропорта критика не коснется, считает политолог.
По его мнению, следствие заключено в рамки, не допускающие непредвзятое исследование всех моментов трагедии, поэтому вскоре о ней попросту забудут. Судьба расследования катастрофы уже определена, пишет Несмиян.
5 мая совершил экстренную посадку самолет SSJ-100, вылетевший из cтолицы в Мурманск. После приземления пламя охватило половину самолета. В результате погиб 41 человек.