Москва
3 января ‘25
Пятница

Зачем Лукашенко указал «обрубить» транзит российской нефти в Европу

В четверг глава Белоруссии сравнил действия РФ по закрытию рынка для белорусских поставщиков с западными санкциями.

Лукашенко указал в ответ на закрытие рынка РФ для белорусских товаров отремонтировать нефтепроводы. Затем вице-премьер Белоруссии Петришенко заявил, что ремонт нефтепроводов невозможно произвести без того, чтобы их перекрыть.

Белорусской стороне ответил на это представитель коропорации «Транснефть» Демин. Он заявил, что для исправления обнаруженных неисправностей нет необходимости остановки прокачки. Ясно, что решение об приостановке транзита «на ремонт» было политически мотивировано, считает журналист Денис Лавникевич.

Очевидно эмоциональное закрытие российских нефтепроводов стало итогом целого ряда размолвок в отношениях РФ и Белоруссии. Все они были спрессованы практически в несколько недель — от ряда скандалов вокруг посла России в Белоруссии Бабича до известий про запреты на поставку в РФ белорусских продуктов.

По мнению политолога Светланы Гречулиной, действия российских контролирующих ведомств наносят удар и по белому, и по теневому бизнесу Белоруссии, который с 2014 года в значительной степени обогащается за счет поставок в Россию санкционных продуктов в обход запретов. Что касается легального бизнеса, то страдают простые белорусы, аграрии. Во втором случае уменьшаются теневые доходы «семьи» президента, то есть бизнесменов, пользовавшихся официальным прикрытием для реэкспорта, при котором европейские продукты превращались в «белорусские». Несет убытки «теневой бюджет» Беларуси, считает политолог.

Лукашенко в ответ на действия РФ стал бить по наиболее болезненному для России — продаже нефти. Через территорию Белоруссии сейчас поставляется около 25−30% экспорта российской нефти, то есть удар для компаний РФ ощутимый.

Утеряв белорусский транзит, Россия не утратит всех этих прибылей. Можно будет перевозить нефть в порты, сгружать на суда и отвозить через Северное море до портов в Западной Европе и оттуда перевозить клиентам. Но это грозит многомилионными убытками для нефтяных компаний, отмечает журналист.

Лукашенко надеется, что российские нефтяники, утратив часть прибыли, начнут лоббировать «мировое соглашение». Но если РФ не примет белорусские «правила игры», то уже через несколько лет Белоруссия, вероятно, лишится всего транзита и льготной поставки нефти. Прекращение транзита для России убыточно и может снизить доходы бюджета на 1−2%, но для Белоруссии полномасштабная «нефтяная война» принесет экономический кризис, считает журналист.

Причиной разногласий послужило не только закрытие Россией своего рынка для белорусского реэкспорта продуктов. Остался открытым вопрос компенсации Белоруссии последствий налогового маневра РФ в нефтяной отрасли. При этом заканчивается договор о ценах на газ для Минска. Новые данные пока не согласовали, и Кремль затягивает решение вопроса.

То есть РФ по-прежнему настаивает на углублении интеграции стран в обмен на свою экономическую поддержку. Иначе цены на газ для Белоруссии скоро возрастут.

Сейчас для Лукашенко важно пройти через президентские и парламентские выборы. Пока он имеет экономические запасы, чтобы победить даже без помощи РФ. Но все изменится, если Кремль на этих выборах начнет игру против Лукашенко. Белорусский президент это осознает и потому сейчас обостряет отношения, надеясь получить возобновления «углеводородной субсидии», а затем во всеуслышание «помириться» с Москвой.

Полная версия