Последовательность свержений наиболее одиозных диктаторов (увенчавшихся успехом, как в Алжире или Судане, или с неизвестным пока итогом, как в Венесуэле) начинает носить системный характер, считает политолог Анатолий Несмиян.
События в Алжире и Судане являются афтершоками Арабской весны, которая не смогла разрешить наметившиеся противоречия в регионе. Но сценарий переворотов носит относительно проектный характер — военные и в Алжире, и в Судане, против воли правительства, смогли разрешить накопившиеся противоречия сами.
И в Алжире, и в Судане армии пришлось действовать на фоне растущих народных волнений. Конечно, можно предположить, что именно военные их и спровоцировали, но это чересчур натянутое утверждение: военные принимали решения вынужденно и действовали в целях причинения наименьшего зла, считает политолог.
Почти также обстоят дела и в Венесуэле: армия остается нейтральной (за исключением сообщений военной верхушки, которая слилась с преступным синдикатом, правящим страной). Но именно армия — и только она — в силах решить возникший тупик, считает Несмиян.
Возможность того, что в Венесуэле также случится военный переворот, весьма велика, полагает политолог. В таком случае военные уберут и Мадуро, и Гуайдо (хотя последний и не планирует становиться президентом, а только пытается исполнить свой долг — организовать внеочередные выборы. И пока не получается).
Приходит время решения собравшихся и неразрешимых противоречий, и везде конечное решение способна принять последняя структурированная, организованная сила — армия. Все прочие силы не собраны или не способны к самоорганизации, считает политолог.
По его мнению, вероятно, мы видим некую новую реальность, где ранее приверженная власти сила принуждена брать на себя ответственность на фоне катастрофы в стране. Народные выступления — это не причина кризиса, они — только его признак.
Диктаторские авторитарные режимы на сегодняшний момент перестают отвечать на вызовы современности, они все уходят в разряд нестабильных, и даже попытки как-то урегулировать ситуацию (в России данная попытка — «трансферт» власти) обречены на неудачу, считает политолог.
Реальность чересчур усложнилась, упрощенные авторитарные модели не могут справиться со множеством проблем и задач, а низкий интеллектуальный уровень автократов не позволяет им даже «осознать ущербность существующей модели управления», считает политолог.
Военный переворот произошел на фоне протестов населения против президента Омара аль-Башира, возглавлявшего Судан более 25 лет.
Решение об отстранении от власти президента и отставке правительства приняло командование армии на встрече в Хартуме (столице Судана).