Ситуация в Венесуэле стремительно деградирует.
Сегодня глава Эквадора заявил, что массовое бегство людей из страны сравнимо с сирийским. Есть еще одно сходство: массовое дезертирство солдат, отмечает политолог Анатолий Несмиян.
Военные убегают в Колумбию. Похожим образом начиналась гражданская война в Сирии, когда 1/3 армии сбежала из страны, сформировав позже на основе дезертиров Свободную сирийскую армию, которая первые несколько лет войны была главной силой сопротивления.
В Венесуэле складывается похожая ситуация, но пока непонятно, что произойдет первым — гражданская война или интервенция, пишет Несмиян. Колумбии и Бразилии предстоит решить эту проблему и угрозу собственной безопасности.
Это можно сделать либо свергнув режим, либо создав буферную зону у границ, где и будут скапливаться беженцы. Осуществление второго сценария проблематично в силу географических особенностей местности.
Также ожидается, что если Мадуро продержится до лета, из Венесуэлы в общем убегут 1,5-2 млн человек. Удержать столько людей в буферной зоне невозможно, также они нуждаются в еде, лечении, поддержании порядка. Ни Бразилия, ни Колумбия не справятся со столь масштабной проблемой, считает политолог.
Северная часть Бразилии, Колумбия и их соседи могут быть просто наводнены беженцами. Альтернативное решение — война, пишет Несмиян. Свержение режима и наведение порядка в Венесуэле.
В этом сценарии заинтересованы не столько США (якобы для получения контроля над венесуэльской нефтью), а соседи этой страны. Возможно, интервенция скоро станет главным сценарием разрешения венесуэльского кризиса, пишет политолог.
Президент Боливии Эво Моралес выступил за мирное решение венесуэльской проблемы с помощью переговоров, но непонятно, чему они могут быть посвящены, кроме условий ухода Мадуро — прочие темы сейчас не имеют сысла. И если вести переговоры не о чем, война, которой никто не хочет, все же неизбежна, пишет Несмиян.
Российская точка зрения на венесуэльский кризис состоит в том, что любое свержение «законного правительства», пусть даже уничтожающего собственный народ, невозможно. Согласно этой логике «смерды должны терпеть до смерти», — отмечает Несмиян. Ясно, что российское руководство не заботит судьба ни венесуэльцев, ни Мадуро, но они проецируют данную ситуацию на себя, считает он.