Что касается нацпроектов, то это исключительная история по российским меркам, считает экономист Михаил Дмитриев.
Такого, как с нацпроектами, в РФ ещё не было. По мнению экономиста, данный формат управления первостепенными задачами через нацпроекты показал себя более результативным, чем другие формы. Уровень реализации приоритетных проектов ещё с 2005 года, и затем майских указов, оказался значительно выше. Но новые нацпроекты отличаются и от данного формата.
Впервые правительству удалось объединить сложное планирование, когда все цели и приоритетные задачи изучаются для того, чтобы избежать их взаимопротиворечия и на всё хватило средств, и лишь затем формируются в эти проекты.
Сама эта стратегия принята не была, и это может выглядеть странно. Но, по сути дела, все ключевые направления этой стратегии, со сбалансированными целями, которые не противоречили друг другу и хорошо сочетались, были упакованы в 12 проектов.
Единственным инструментом, работающим сейчас для выполнения столь важных целей, являются именно приоритетные нацпроекты. Они должны сосредоточиться на самых значимых целях.
Не факт, что проекты будут реализованы на 100%, сказал экономист. Всякое долгосрочное планирование, особенно столь масштабное и в условиях замедления глобальной экономики весьма рискованно. Стоит отметить, что уже сейчас просматриваются направления, где реализация будет значительно меньше. К примеру, существуют значительные трудности в проекте «Жильё», в проекте, касающимся развития несырьевой сферы, сообщает экономист.
26 декабря президент Путин провел традиционную встречу с российскими бизнесменами. На встрече он напрямую призвал бизнесменов инвестировать в нацпроекты, призванные обеспечить выполнение его майского указа.
Экономист Андрей Бунич прокомментировал эту встречу. По его мнению, в нынешнем виде госинициатива не убедит предпринимателей «делиться». Вместо этого они смогут лоббировать свои интересы и получать субсидии от государства под предлогом участия в проектах.
По мнению экономиста, государство должно установить правила бюджетного и налогового регулирования и этим заинтересовать предпринимателей. Если им выгодно будет вкладывать, они и станут это делать. Бунич считает, что, когда предприятия инвестируют в РФ, им стоит давать скидки, налоговые вычеты и тому подобное.
Предприятия обещают, что примут участие в проектах, которые неизвестно кто выбирал. В РФ нет госрегулятора типа Госплана, который совместил бы данные проекты с эффективностью для народного хозяйства. При этом возникает вопрос, откуда появились эти нацпроекты и насколько они необходимы и полезны.
Возможно, эти списки лоббируют чьи-то интересы. Все это делается вручную и имеет волюнтаристский характер, считает Бунич.
Напомним, «майские указы» более не актуальны, сейчас в РФ появились крупные нацпроекты, имеющие своих отдельных руководителей и администраторов. Уже определены не просто направления, но и конкретные суммы. Перечень приоритетных нацпроектов размещен на сайте правительства.