Статья УК о «ворах в законе» приведет к произволу силовиков - мнение
Лидеров ОПГ, вероятно, начнут привлекать к ответственности только за сам факт лидерства.
Соответствующая инициатива может быть принята уже в следующем месяце. Необходимые поправки внес президент Путин.
В настоящее время глав преступных групп наказывают, только если они сами преступили закон — по 210-й статье (организация преступной группы или участие в ней). Авторитетам угрожает лишение свободы.
Согласно новой инициативе, наказание грозит за сам факт лидерства ОПГ и за участие в сходках. Если закон примут, авторитетам грозит до 15 лет тюрьмы, также осужденные будут обязаны уплатить штраф до 5 млн рублей.
По мнению адвоката Владимира Жеребёнкова, пока для принятия соответствующих поправок существует множество пробелов в судебной терминологии. Наказание должно следовать за деянием, либо бездействием, повлекшим преступный результат.
Согласно поправкам, если некто занимает в преступной иерархии высокое положение, но не совершает преступлений, он уже должен будет нести уголовную ответственность. Подобная практика может привести к произволу правоохранителей, считает адвокат.
Возможно, некто был криминальным авторитетом, но уже отошел от дел. Теперь можно этого человека привлекать к ответственности, но, вероятно, он уже долгие годы не имеет отношения к преступности, а авторитет свой сохранил. Весьма трудно определить эту грань, отмечает адвокат.
Необходимо внести конкретику в термины, определить, за что именно будут наказывать. Например, за то, что человек способствует чему-либо, участвует в каких-то действиях, спонсирует, передает свой опыт и так далее.
Нередко случалось, что 210-й статьей дополняли другие обвинения. Так было, например, с братьями Магомедовыми. Последнее резонансное дело о связи с ОПГ — дело Арашуковых. Советника главы «Газпром Межрегионгаз» Рауля Арашукова обвиняют в создании ОПГ и хищении 30 млрд рублей у «Газпрома». Его сын сенатор Арашуков обвиняется в убийствах, хищении газа и создании преступной группы.
Адвокат Алексей Мельников полагает, что дело Арашуковых могло стать поводом для внесения поправок относительно «воров в законе». По его словам, подобные громкие дела провоцируют, чтобы их стало еще больше. Дела Магомедовых, Арашуковых могут служить причиной, почему в настоящее время к этому привлечено внимание общества и государства, считает адвокат.
Государство вдруг решило, что эти поправки важны и необходимы. Закон в этой части пока несовершенен, но это вопрос квалификации. По мнению адвоката, стоит признать, что данная проблема существует, но, когда российские власти хотят решить ее «суверенными методами», это вызывает сомнения.
Мельников считает, что поправки, внесенные президентом, это своего рода сигнал, что эта статья должна применяться чаще. Если эту статью использовать не исключительно для борьбы с оргпреступностью, как это происходит во всем цивилизованном мире, а усматривать наличие ОПГ во всех случаях, когда более двух лиц о чем-то договорились, получится, что будут применены пушки для стрельбы по воробьям.
Это в лучшем случае. В худшем следователи будут находить ОПГ там, где их вовсе не было, отмечает адвокат.
Журналист, глава движения «Русь сидящая» Ольга Романова по поводу указанной инициативы среди прочего отметила, что ее правоприменение может обернуться «большой бедой».
Если понадобится, то лидером ОПC может будет посчитать любого. Например, режиссер ставит спектакли, его обвиняют в нецелевом использовании средств. Можно будет утверждать, что он «собирал труппу, проводил репетиции и вводил в курс своих сообщников о преступных намерениях», пишет Романова.
Совет ГД в ближайшее время рассмотрит поправки к закону об ОПГ. Проект уже поддержали в правительстве и в ВС РФ.