Правительство признало, что прорыва в экономике не будет - Хачатуров
В последнем отчете Минэкономики вместо обычного оптимизма высказало давно назревшее наблюдение о том, что рост ВВП в прошлом году в основном обусловлен разовыми факторами и устойчивым его назвать нельзя.
Так в ведомстве отреагировали на данные Росстата, который оценил рост ВВП за 2018 год в 2,3%, хотя всего несколько недель назад называлась цифра 1,8%. В конце января Росстат внезапно поднял оценку роста строительства в прошлом году с 0,5% до рекордных за последнее десятилетие 5,7%.
Позже это объяснили вводом в эксплуатацию в конце года завода по выработке СПГ «Ямал СПГ». Почему статистики так долго не замечали этой крупной стройки — до сих пор неясно, отмечает журналист Арнольд Хачатуров.
Многие эксперты считают пересмотр прошлогодних показателей обоснованным. Но стоит отметить, что даже прибавка 0,5% к ВВП не изменит картину российской экономики, полагает журналист.
Саморазоблачение МЭР демонстрирует реальную цену «рекордного за 6 лет» роста экономики РФ, считает он. Наибольший вклад в рост ВВП в 2018 году внесли крупные стройки и рост прибыли предприятий нефтегазового сектора, увеличивших добычу по завершении первой сделки с ОПЕК.
Увеличение экспорта сырья и уменьшение импорта при стагнации потребительского и инвестиционного спроса сформировали рекордный профицит платежного баланса. Увеличение чистого экспорта прибавило 0,8% к ВВП и возместило снижение активности внутренней экономики РФ, отмечает журналист.
Большую часть средств от внешней торговли правительство направило в резервные фонды, поэтому не стоит удивляться тому, что рост заметили лишь экономисты правительства. В бюджете достаточно средств, но населению от этого практически ничего не перепало в отличие от «сытых» нулевых, пишет Хачатуров.
Правительство пытается смотреть на обстановку в экономике РФ реально, отмечает он. Глава МЭР Орешкин ранее сообщил, что делать фундаментальные положительные выводы пока «не стоит».
По информации ведомства, в этом году динамика ВВП снизится до 1,3%, нефть будет стоить в среднем 60 долларов за баррель, что на 15% меньше, чем в прошлом году.
За Орешкиным эфемерность роста российской экономики признал премьер Медведев, но из-за чего-то связал это с внешними причинами. Но все, что касается экономического положения граждан, остается для власти «черным ящиком», считает Хачатуров.
Так, в МЭР полагают, что снижение доходов россиян в 2018 году на фоне сообщений о росте зарплат нужно связать с сокращением доходов зажиточной части населения. Предполагается, что государство заботится о рядовых россиянах, повышает им зарплаты и пенсии, а доходы падают лишь у богатых слоев от депозитов и собственности.
Подобное обоснование не учитывает сохранение в РФ очень высокого уровня материального неравенства, а также увеличение на 15% в прошлом году налогов, сборов, процентов по кредитам, что отразилось на беднейших слоях общества намного сильнее, чем на зажиточных, полагает журналист.
То есть рывок, связанный с реализацией нацпроектов, ожидается лишь к 2021 году, но даже тогда рост ожидается не более 2%. Это предел, преодолеть который помогут только структурные реформы, считает Хачатуров. А при сохранении нынешней модели экономики и 1%, и 3% роста ВВП пройдут мимо большинства россиян, полагает он.