Количество российских граждан, полагающих, что чиновники врут о положении дел в стране, поднялось до максимального значения в 52%.
Годом ранее так считали 37% опрошенных. В прошлом году в нашей стране очень многое поменялось: социальный контракт — поддержка власти в обмен на относительно сытую жизнь — практически разорван, отмечает журналист Андрей Колесников.
Патриотическая истерия поутихла, и власть занялась социальной повесткой, правда, за счет все тех же граждан: их же деньги, которые они отдали государству в виде налогов, вернутся им в урезанном виде, но в виде нацпроектов.
Народ долго терпел. Социологи «Левада-центра» спросили у людей, считают ли они, что руководство страны врет о положении дел в РФ. «По большей части скрывают правду» — так ответили 36% опрашиваемых, что является максимальным показателем с 2010 года.
Опрошенные не доверяют друг другу и подозревают окружение в сокрытии истинных чувств к президенту. Количество считающих, что «большинство скрывает то, что думает» о руководстве страны, достигло 22%. Убеждены в том, что «практически все скрывают», 6% респондентов.
Ощущение всеобщей лжи, усиленное пенсионной реформой, ростом налогов и падением доходов, завершило картину падающих рейтингов одобрения властей. Настала определенность: «Нам врали. Обо всем и все. И мы сами врали друг другу и увлеченно занимались самообманом», — отмечает журналист.
Как власть может спасти социальный контракт? По всей видимости, власть не намерена видоизменять модель нынешнего государства, затрагивать политические основы, ослаблять гайки, действуя в духе утверждения «Не можешь дать денег — дай свободу».
Власть будет действовать также, как и раньше. Антизападный курс, дальнейшая милитаризация, попытки снова сыграть на патриотизме. Но прежних уровней одобрения достичь не получится, считает журналист.
По его мнению, в России вряд ли вспыхнут серьезные волнения. Ведь если все воруют — то не ворует никто конкретно. Супердорогая недвижимость, яхты, военные угрозы и победы — все стало привычной обыденностью. Глаз замылен, чувства спят.
Срабатывает эффект выученной беспомощности — все равно ничего изменить нельзя. Можно лишь поучаствовать в выборах и показать власти фигу. Но это нельзя назвать позитивной программой, считает Колесников.
«Россия во мгле, она поставлена на паузу», — пишет он. Кремль будет предлагать обществу некие идеи, но большинство из их воспримут с недоверием, поскольку народ понял, что власть врет ему, да и друг другу люди не верят.
То есть верить некому, поэтому большая часть населения не станет рисковать собственным относительным спокойствием ради осуществления цели, которая пока даже не обозначена четко и в которую из-за этого невозможно поверить, считает журналист.