История с иеговистами — применение репрессий к религиозному сообществу, по некоему поводу объявленному вне закона.
Эта практика опасна для всех российских граждан, считает публицист Федор Крашенинников. «Свидетели Иеговы»*— небольшая, но весьма сплоченная религиозная группа, участники которой регулярно подвергаются преследованиям в РФ.
В 2017 году ВС признал эту организацию экстремистской и запретил ее деятельность. В последнее время аресты иеговистов и обыски у них учатились. Стоит отметить, что сами члены группы не стремятся сгладить свои противоречия с окружающим миром, но стремятся подчеркнуть их, критически высказываясь о прочих конфессиях, считает публицист.
В российской реальности, где приверженность традиционной церкви фактически стала правовой нормой, это не могло не вызвать негативную реакцию. Именно резкие критические высказывания иеговистов послужили поводом признать их экстремистской организацией, отмечает он.
Члены организации критикуют не только официальную церковь, но и государство как таковое — по их убеждениям все современные государства в разной степени противостоят богу. На Западе это не вызывало особенных проблем, но в клерикальных, тоталитарных и авторитарных обществах сложности были.
С учетом идеологии нынешнего государства, противостоящего Америке и видящего в РПЦ одну из своих опор, существование в РФ религиозной группы, которая управляется из Штатов и критикует РПЦ, а также российские строй и культуру, репрессии против иеговистов были просто неизбежны, полагает Крашенинников.
Членам группы можно предъявить некоторые претензии, которые и формируют благоприятный фон для их гонений, считает он. Они назойливы, ходят по квартирам и пристают на улицах, предлагая поговорить на ралигиозные темы. Но стоит отметить, что в последние несколько лет они этого не делали. В общине принято изолировать своих членов от окружающего мира и осуждать отпавших членов организации.
По мнению публициста, может быть иеговисты были выбраны в качестве объекта гонений для того, чтобы на примере малочисленного и непопулярного религиозного объединения показать более крупным протестантским группам, что с ними будет, если они будут вести чрезмерно активную миссионерскую деятельность на «территории РПЦ» и не выказывать одобрение и покорность светским и духовным властям РФ.
Также существует версия, что репрессии против иеговистов — борьба официальной российской церкви с конкурентами. Малочисленными СИ* видятся только на фоне мифических 80% россиян, называющих себя православными. С учетом того, что реально воцерковлены, по некоторым данным, около 3% граждан РФ, вырисовывается другая ситуация, пишет Крашенинников.
По его мнению, основная опасность истории со СИ* для всех россиян состоит в том, что это практика репрессирования граждан, являющихся членами экстремистской организации. То есть если по неким причинам организация признана преступной, это автоматически делает всех ее членов преступниками только из-за того, что они входят в нее.
На таком подходе был основан Холокост, отмечает публицист. Сперва нацисты по неким надуманным поводам назвали преступным абстрактное «мировое еврейство», а затем начали массово убивать конкретных евреев, которые были виноваты только в том, что были евреями, принадлежали к еврейскому народу.
*организация, деятельность которой запрещена в РФ