В четверг стало известно о новых ограничениях в Рунете.
Сообщалось, что «Google» начал удалять ссылки на запрещенные в РФ страницы по соглашению с РКН, 73% ссылок, переданных провайдеру регулятором, сотрудники компании уже заблокировали.
Второе известие — в уже принятом бюджете России, оказывается, были заложены 1,8 млрд рублей на осуществление еще не принятой инициативы о суверенном российском интернете.
Глава «Роскомсвободы» Артем Козлюк считает, что обе новости вызывают сомнения экспертов и показывают неэффективность любых идей по ограничению свободы в сети. 73% ссылок, которые якобы убрал «Google», — это много. Туда должны были попасть запрещенные страницы, это было бы видно. Нам обнаружить этого не удалось, сообщил эксперт.
Исключение — пиратские страницы, но это отдельная категория. Специалист считает, что «Google», действительно, может не показывать ряд ресурсов при поиске. Это может произойти по добровольному решению корпорации.
В компании понимают, что если отказать в сотрудничестве с госструктурами — будут мешать работе, полагает эксперт. В «Google» считают, что им более выгодно: вести бизнес в РФ и получать клиентов либо нет, считает он.
Не так давно компания обнародовала отчет о правительственных запросах всех стран, где была показана статистика и приведены примеры, когда они выполняют запросы на блокировку данных.
Что касается РФ, то по требованию РКН «Google» закрывает доступ к роликам на YouTube и в Blogger. Но в отчете нет данных об ограничениях в поисковой выдаче, сообщает эксперт. Поэтому пока сообщения о выборочном удалении ссылок вызывают сомнение, считает он.
Что касается затрат на реализацию проекта суверенного рунета, то для этого потребуется значительно большая сумма, чем 1,8 млрд рублей, считает эксперт. Тратить на это придется сотни млрд рублей ежегодно. Даже один крупный оператор должен будет тратить на эти цели десятки миллиардов рублей, и эта сумма будет постоянно расти.
Компенсация затрат государством на уровне нескольких миллиардов — незначительная часть от стоимости осуществления заложенных в законе предписаний. Возможно, государство предлагает перенести эти расходы на самих операторов, которые в конце концов перенесут их на клиентов: то есть услуги операторов подорожают, считает Козлюк. (Позже Клишас заявил, что на создание суверенного Рунета потребуется 20 млрд рублей).
Эффективность всех предложений по ограничению свободы в сети сомнительна, считает эксперт. Очень часто они не защищают интересы людей. Наоборот, эти законы могут мешать развитию интернет-бизнеса и нарушать права граждан (например, блокировка Телеграм), полагает он.
Сейчас государство пытается перестроить структуру российского интернета, взяв под контроль точки обмена трафика, а также предоставив РКН полномочия по его маршрутизации. Госконтроль в сети растет, и государство, похоже, не планирует останавливаться, отмечает эксперт.