В четверг президент РФ подписал закон о смягчении наказания за экстремизм по 282 статье.
Также был уволен глава центра «Э» МВД РФ. Но сама статья остается, по ней все также можно получить тюремный срок — достаточно быть наказанным за экстремистское высказывание два раза за год.
Сам факт того, что практикуется уголовное преследование по политическим мотивам, а понятие «экстремизм» весьма туманно, оставляет данную статью способом борьбы с любыми инакомыслящими, считает политолог Анатолий Несмиян.
Сам принцип, что за высказывания можно наказывать лишением свободы, свидетельствует о неуверенности режима в собственной устойчивости, полагает политолог.
И все же власть пока вынуждена идти на смягчение. Причина проста — террор всегда стремится выйти из-под контроля. Структура, сформированная для борьбы с экстремизмом, получив свободу действий для наведения порядка, быстро довела эту борьбу до абсурда, отмечает политолог.
Система, требующая определенный процент раскрываемости, быстро спровоцировала увеличение численности дел по всем пунктам 282 статьи. Смягчение статьи за экстремизм — это лишь попытка упорядочить репрессивную систему, считает политолог.
По его мнению, не стоит радостно умиляться этому жесту властей. В своей сущности власть осталась антинародной, она отстаивает интересы лишь узкого слоя, ее целью остается личное обогащение за счет перераспределения национальных богатств, считает Несмиян. Эти цели не изменились, видоизменяются только формы подавления инакомыслия и протеста граждан.
Смягчение 282 статьи предполагает, что теперь уголовное преследование за первое нарушение заменят на административное. Физлицам грозит штраф на сумму 10-20 тысяч рублей либо работы до 100 часов, либо заключение под стражу до 15 суток. Юрлицам грозит штраф от 250 до 500 тысяч рублей.
Уголовное преследование возможно лишь за второе за год нарушение данной статьи. Согласно части 1 данной статьи гражданин может быть осужден на срок от 2 до 5 лет колонии.