Теневой сектор экономики РФ растет в основном за счет сферы услуг — кафе, спортзалов и так далее.
По информации ВШЭ, серый сектор за 3 года увеличился на 5% и составил примерно 23% ВВП, вопреки сообщениям ЦБ РФ об уменьшении этого сегмента. Экономист Николай Остарков полагает, что эта тенденция снова доказывает: теневой сектор все время получает новые стимулы к развитию, несмотря на борьбу с ним.
Работающая модель серой экономики такова: предприниматель может позволить себе некий уровень зарплат и платит его в белую, а некоторая часть остается «серой», обналичивается. Причины, толкающие предпринимателей в тень, остаются неизменными, отмечает эксперт.
Экономист рассказал, как с серым сектором борются в развитых государствах. В Америке считается, что начинающему бизнесу не нужно мешать работать в тени, лучше позволить ему раскрутиться, и он сам выйдет из серой зоны.
Бизнесменов заинтересовывают, чтобы они имели возможность продать дело, чтобы могли выйти на фондовый рынок, брали кредиты и так далее.
Бизнесмены зачастую занимаются обналичкой исключительно в криминальных целях, сообщал ранее ЦБ. Считается, что наличные выгодны не только для закупок и зарплат. Предприниматель может отмывать и незаконные доходы с помощью «серых» схем, может через бухгалтерию оформлять криминальные средства, заключая фиктивные договоры по закупкам товаров, отмечает эксперт.
Надзорным органам обычно этого не видно, как не видно и «серых» зарплат. Поступление в бизнес живых денег и ведение двойной бухгалтерии позволяет предпринимателю заниматься отмыванием средств практически безнаказанно, отмечает эксперт.Надзорные органы и налоговая должны очень постараться, чтобы уличить фирму в противозаконных действиях.
Бизнесу сейчас нелегко: налогооблагаемая база расширяется, увеличиваются закупочные цены. Можно войти в положение предпринимателей и платить только налом.
Но это негативно скажется на всей экономики в целом, полагает Остарков. Ведь тогда все меньше денег будет попадать в бюджет и все больше будет идти на незаконные цели.
При этом реальных методов борьбы с теневым бизнесом на данный момент нет: надзорные органы могут обнаружить нарушения лишь при внимательной адресной проверке, отмечает эксперт.