Общество готовится к радикальным переменам - Гонтмахер
Свежие социсследования показывают, что запрос на радикальные перемены в РФ есть не только у небольшой группы оппозиции разных направлений — от либеральных до левых, но и у все большинства тех, кто еще недавно был доволен всем.
Для принимающей решения российской элиты (около 10 человек), это, безусловно, неприятное известие, отмечает экономист Евгений Гонтмахер. Ведь любые реформы несут значительные политические риски для инициировавших их лиц. Но и ничего не делать также рискованно.
Пока, судя по тому, что происходит, более вероятным представляется вариант бездейственного выжидания. И это объяснимо. Десятка управляющих страной — люди позднесоветского периода.
Они — выходцы из того слоя, который находился немного ниже ее: эти люди мечтали заменить собой партийную верхушку. Народ в их представлении никакой роли в судьбе власти не играет.
Задача масс— ходить на работу и голосовать за партию коммунистов. Теперь представители этого слоя правят Россией. Их отношение к народу не изменилось: работайте за копейки, платите растущие налоги, голосуйте за ЕР, а об остальном не думайте.
Но за почти 30 лет существования новой РФ в сознании народных масс произошли изменения. Многие думали, что нынешняя пропаганда сможет компенсировать любой урон, нанесенный уровню жизни граждан.
Присоединение Крыма помогло на некоторое время это обеспечить. Но выясняется, что «холодильник» все же очень важен для россиян, и люди все равно желают уровня благосостояния как в Европе, отмечает экономист.
Процветание 2000-х, основанное на бурно растущих ценах на энергоносители, принесло впечатляющие социальные итоги. Реальные доходы россиян возросли более чем в 2 раза. Народу стал думать, что так хорошо будет всегда.
Наблюдался потребительский бум, рост рождаемости. И при таких условиях всем нужна была только стабильность. Последующие 10 лет потеряны с точки зрения экономики и уровня жизни.
Экономика впала в рецессию, доходы граждан с тех пор непрестанно падают. Некоторое время казалось, что это ненадолго, что скоро снова все изменится к лучшему, что правительство предпримет какие-то шаги для улучшения обстановки.
Но в последние месяцы, сразу после мартовских выборов, что-то в настроениях народа надломилось. На это повлияли, конечно же, и пенсионная реформа, и предстоящий рост НДС, и не оправданный рост цен на топливо, а также усталость от долгого и напрасного ожидания улучшения жизни.
Народ вдруг понял, что нынешняя нищета и бесперспективность — всерьез и надолго. А смириться с этим, затянув ремни и переодевшись в ватники и кирзу, как выяснилось, мало кто хочет, отмечает экономист.
Следуя здравому смыслу, власть сейчас должна инициировать реформы сверху, полагает Гонтмахер. Но на это надежды мало, считает он.
Может быть, растущие экономические затруднения и растущий в масштабах отказ граждан продолжать оставаться серой и податливой массой в руках Кремля, наконец, заставят власть понять, что отстраняться от ситуации опасно и для них, и для России.
Если Россия при попустительстве властей и дальше продолжит идти по пути деградации, а неудовлетворенный запрос на перемены сохранится, страну ждет неожиданная встряска, считает экономист. Тогда желание выплеснуть накопленный за долгое время негатив и недовольство может совпасть с полной безнаказанностью этого.
Возможно массовое бытовое насилие, распад общественных институтов. В таком случае есть опасность наступления очередного Смутного времени с самыми жестокими последствиями для государственности России.