Зотин: почему России не нужна дорогая нефть
Цена за баррель Brent колеблется на уровне выше 80 долларов.
Такая цена установилась из-за ожидаемых в ноябре санкций против Ирана. Также наблюдаются проблемы с добычей и у прочих стран-членов ОПЕК — Ливии, Венесуэлы и прочих.
Недостаток иранских баррелей и их возмещение иными производителями, по мнению аналитиков, может способствовать увеличению цены нефти до 100 долларов за баррель уже к концу декабря.
Но курс рубля практически никак не реагирует на столь высокую стоимость нефти. Это происходит по нескольким причинам. Главная причина — санкции, считает политолог Александр Зотин.
Инвесторы, опасаясь возможных ограничений на операции с госдолгом РФ, продают российские активы (ОФЗ и прочие ценные бумаги) вовсе не обращая внимания на многие показатели. Кредитные организации и предприятия с необходимостью накапливают валюту, поскольку существует действительная опасность того, что зарубежные кредиторы не станут продлять им рефинансирование.
Также увеличение ключевой ставки ФРС добавляет долларовым активам больше привлекательности потому, что доходность облигаций США из-за этого возрастает, отмечает политолог.
Противодействовать этому можно лишь повышая ставки у себя в стране, считает он. Но зачастую это не делается, или делается, но лишь незначительно, поскольку этому мешает комплекс проблем внутри страны. Рост ставок ведет к подорожанию кредитов и влечет за собой рост проблем у перегруженных долгами компаний и граждан.
Растущая ставка ФРС ведет к перетеканию глобальной ликвидности в Америку. Этот процесс запущен, отмечает Зотин. Вскоре это почувствуют многие страны — капитал уходит почти со всех развивающихся рынков. И РФ — лишь одна среди прочих.
Она защищена высокой стоимостью нефти, но уязвима из-за западных ограничений. По мнению Зотина, 80-100 долларов за баррель — слишком дорого. В долгосрочной перспективе это нехорошо для нашей экономики.
Высокая стоимость нефти выгодна странам, продающим ее, но для тех, кто покупает, все совершенно иначе. Развивающимся рынкам из-за роста ставки ФРС и так сейчас нелегко, при этом многие из них являются крупными импортерами нефти. Экономикам этих стран приходится тяжело вдвойне.
В существующей ситуации неопределенности и значительных рисков для глобальной экономики 100 долларов за баррель позже могут смениться резким снижением спроса и за значительным ростом последует резкое снижение цены, считает политолог.