Около семи лет назад президент России Владимир Путин подписал пакет законов о борьбе с коррупцией.
Среди них был и п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, предписывающий изымать у чиновников собственность, если они не смогут доказать правомерность обладания ею.
Представлялось, что данная мера навсегда воспрепятствует криминальному обогащению чиновников, то есть они более не захотят становиться соучастниками в раскрадывании средств бюджета, пишет адвокат Владимир Осин.
Ведь, казалось бы, нет смысла в незаконном обогащении, поскольку если чиновник попадется, то он потеряет теплое место, приобретет презрение общества и лишится всего имущества, которого он никак не мог купить даже на свою немалую зарплату.
Но эта норма не получила широкого применения на практике. Ее применяли не более сорока раз, отмечает адвокат. Более того, даже к тем взяточникам, чья вина была доказана, п.п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ не применялся.
Это относится и к экс-министру экономразвития, бывшему члену кабмина Улюкаеву. Даже законно приобретенного имущества взяточник может лишиться через наложение штрафа до двадцатикратной суммы взятки. Но на практике это не применяется, отмечает адвокат.
На Улюкаева был наложен штраф в размере однократной суммы взятки, сообщает Осин. По этой причине он требует возвратить ему миллионы, на которые был наложен арест.
В 2017 году задержали вице-премьера Крыма Казурина. Его обвинили в получении взятки: в 2016 году ему было передано 27 млн рублей за продвижение некой строительной фирмы как единственного поставщика при подписании договора на возведение жилья в Керчи.
В июне текущего года он был приговорен к 11,5 годам колонии и штрафу в сумме 56 млн рублей. Подобное мягкое отношение к незаконной собственности чиновников позволяет и прочим полагать, что после выхода на свободу у них останется их собственность, позволяющая им жить безбедно и вполне благополучно.
Сегодня сообщили, что в столице задержали вице-премьера Крыма Нахлупина. Он подозревается в получение взятки. И снова потребуются миллионные расходы на доказательство факта взятки, суд, содержание коррупционера под арестом.
Не совсем понятно, зачем все это делается, если уже 7 лет есть способ не позволять использования чиновником той собственности, что он нажил незаконно, пишет Осин.
Во всех регионах РФ и правоохранители, и непосредственно россияне могут наблюдать это незаконно нажитое имущество каждый день, как и роскошную жизнь госслужащих явно не на зарплату. Соответственно, для борьбы с этим не нужны те расходы, которые несет государство сейчас, считает Осин.
По его словам, можно смело сократить численность оперативников на половину, а сэкономленные значительные бюджетные средства направить на социальные нужды.
Остается один небольшой нюанс, пишет адвокат. Нужно получить ответ от Путина на вопрос: «Почему он не требует широкого применения п.п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ?»