Неэкономический взгляд на пенсионную реформу
К вопросу о пенсионной реформе можно подойти с другой стороны.
По какой причине в стране, настолько богатой природными ресурсами, пенсии должны выплачивать лишь за счет пенсионных отчислений? Например, в Саудовской Аравии вовсе нет Пенсионного фонда по типу нашего с его нецелесообразными тратами, а бюджет полностью обеспечивает пенсии и прочие социальные выплаты, сообщает экономист Александр Лукин.
На следующие 3 года в РФ запланирован профицитный бюджет, соответственно, деньги в стране есть, но их планируют расходовать на другие нужды, более важные, по мнению правительства, чем пенсии россиян. И это даже не взирая на рост протестных настроений и итоги сентябрьских выборов в регионах, свидетельствующих о недовольстве народа.
Это решения властей является показателем не силы их, но слабости. Траты на оборону, госбезопасность, возведение инфраструктурных проектов поддерживают мощные лоббисты, получающие большие прибыли на их реализации.
Нельзя урезать бюджет военных, так как кругом внешние враги. Правоохранители борются с внутренними врагами, им также нельзя повысить пенсионный возраст, пусть уходят на пенсию на 20 лет раньше обычных граждан.
Нельзя заставить раскошелиться нефтяные монополии и прочих солидных россиян и их компании, поскольку они в силах бороться за свои интересы и делиться с теми, кто принимает решения. По этим же причинам нельзя ввести прогрессивный налог и налог на роскошь.
Но отнять деньги у самых беззащитных, чьи интересы никто не защищает, — можно, отмечает экономист. Также в РФ налицо другая проблема: неспособность страны обеспечить наполнение бюджета за счет обеспечения экономического роста.
Рост экономики в КНР предоставил государству такие средства, что эта страна вполне может расширять социальные программы. Рост экономики в РФ невозможен без улучшения инвестиционного климата, отмечает Лукин.
Чтобы его улучшить необходимы: независимые суды, настоящая борьба с монополиями, защита малых предпринимателей от давления силовых структур, искоренение коррупции. Российские власти сделать этого не могут, поскольку это требует разрушения существующей системы, где важен тот, кто добывает и реализует сырье и осваивает бюджетные деньги, а также защищающие их структуры.
Поэтому берут у беззащитных и повышают НДС и прочие налоги для бизнесменов, вызывая протестные настроения и перекрывая рост экономики. Создается порочный круг: для пополнения бюджета принимаются меры, которые замедляют рост экономики. Это ведет к очередному опустению казны, и нужно снова брать откуда-то средства для ее пополнения.
Так будет продолжаться, пока народные массы, у которых забирают средства, не начнут активно проявлять недовольство, оказывая этим на власти большее давление, чем олигархи и прочие заинтересованные силы, считает Лукин.
Целью экономического развития является улучшения качества жизни граждан уже теперь, в настоящий момент, о чем часто забывают. Стабильная работа экономики становится самоцелью, а те, кто ничего не производит (пенсионеры, инвалиды, дети) — досадным препятствием. Множество российских граждан в результате «реформ» не успеют ими воспользоваться, полагает экономист.
3 октября Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста.