Отношения РФ и США становятся все хуже.
Попытки российских идеологов объяснить это русофобией, желанием США затормозить развитие РФ, конкуренцией на мировом рынке углеводородов, местью демократов Трампу, боязни «вставания России с колен» выглядят жалко и беспомощно, считает политолог Дмитрий Тренин.
Он полагает, что РФ и США пока не достигли низшей точки в отношениях и ухудшение продолжится и после выборов в Конгресс, и президентских выборов 2020 года. Но хотя отношения будут ухудшаться, есть основания считать, что РФ не столкнется с США напрямую, считает политолог.
Имеется в виду именно война, поскольку в остальных видах противостояния мы уже участвуем. Война не соответствует ничьим интересам. Также в отличие от времен холодной войны, есть отлаженный механизм постоянного взаимодействия между военными, разведчиками, руководством стран. Это поможет не допустить эскалации даже при наличии инцидентов, которые, скорее всего, произойдут, считает Тренин.
До 2014 года РФ сотрудничала с Западом. Временами сотрудничество ухудшалось, но все-таки оно было. С 2014 года началось соперничество и вражда РФ с США и отчуждение ЕС, отмечает политолог. Это и есть состояние «гибридной войны», считает Тренин.
Это противостояние такого же масштаба и значимости для РФ, как холодная война, но есть ряд отличий, полагает он. Со времен холодной войны мир очень изменился, повторения не будет.
Нынешнее противостояние РФ и США многим отличается от холодной войны. Оно не является системообразующим явлением для всей совокупности международных отношений, как было в 40-80 годы прошлого века. Теперешнее противостояние не является центральным для международных отношений в общем.
Также нынешнее противостояние весьма ассиметрично. СССР для США был практически равным по силе противником. Сейчас РФ значительно уступает Америке по многим параметрам национальной мощи.
Холодная война была статична. Разделение мира, железный занавес, Берлинская стена. Сейчас война идет в условиях глобализации, на общих пространствах, отмечает политолг. Нет линии фронта, отчетливого деления территорий на свою и чужую.
Военный элемент перестал доминировать. Гонка вооружений существует, но не является главной составляющей. Стоит отметить, что у РФ сейчас нет ни одного союзника и нет предпосылок для их появления, считает Тренин.
Время холодной войны было намного более опасным для человечества, чем нынешнее время. Ядерный удар представлялся вполне реальным. Также между странами было видимое военное противостояние, когда в Германии пребывало свыше миллиона военных обоих блоков, и эти армии находились в постоянной боеготовности.
Сейчас армии РФ и США находятся на огромном расстоянии друг от друга. Есть военные базы, возводятся объекты противоракетной обороны, присутствуют военные корабли в Европе, но масштаб весьма далек от времен холодной войны, пишет Тренин.
В холодной войне победила Америка, а проиграл СССР. Победители организует мир так, чтобы проигравшие были включены в новую систему на выгодных им условиях. Запад не учел интересы РФ, и стал строить новую систему мировой безопасности без участия и пожеланий России.
Если бы РФ вошла в НАТО, то со временем она начала бы претендовать на соуправление, укреплять свои позиции, создавать коалиции и не было бы НАТО с лидирующим положением США. Поэтому Штаты и отказали РФ в просьбе вступить в блок.
По мнению политолога, теперешний конфликт РФ и США стал следствием того, что после холодной войны не было достигнуто урегулирование, которое бы устроило обе стороны. Если проигравший достаточно силен, имеет ресурсы, а также волю и готовность противостоять противнику, то конфликт непременно возобновится.
Россия воспротивилась против доминирования США, несмотря на огромную разницу в мощи. США полагали, что Россия, будучи слабой и униженной в период с 1990 по 2000 год, поймет, что глупо восставать против единственного сверхгосударства.
Но РФ — одна из немногих стран, где правящая элита и общество не принимают ничьего доминирования. И готовы дорого заплатить, чтобы не попасть под это доминирование, полагает политолог. Российское общество и элита не приняли примат лидерства США. А Америка принципиально не признает равенства с собой ни одного государства, поэтому столкновение стран было неизбежно, полагает Тренин.