Руководство страны до сих пор не привело расчетов, разъясняющих, из-за чего сложилась нынешняя плачевная ситуация в ПФ и к чему приведет запланированная реформа.
Дисбаланс между трудящимся населением и пенсионерами в пользу последних действительно существует, но есть два важных обстоятельства, считает профессор Александр Сафонов.
Это явление проявляется время от времени и связано оно с демографическими дырами в истории РФ после 2 мировой войны, эта причина не является главной. Пенсионный кризис — последствие ошибочных решений властей и неверных расчетов, заявил Сафонов.
До 2002 года финансовое положение ПФР было стабильно. После 2002 года, с момента разделения пенсии на 3 части ставку единого социального налога, выплачиваемого работодателями, тоже разделили на 2 части: одну передали федеральному бюджету для формирования базовой части пенсии, вторую - ПФ на выплаты страховых пенсий.
Но расчет оказался неверен. После разделения началась путаница. Половину налога (14%) стали направлять в федеральный бюджет для выплат по базовым пенсиям (пенсионный минимум без каких-либо льгот). Оказалось, что 14% от ФОТ для этого много.
Что касается 2 половины, все получилось наоборот: 14% не хватило на выплаты страховой части пенсии. Граждан, которым полагались эти надбавки, оказалось чересчур много. Ситуация осложнилась и тем, что не все 14% направили на уплату страховой пенсии: на это выделили лишь 12%, а 2% направили на формирование накопительной части, то есть на выплаты будущим пенсионерам, которые должны были начать копить на свою пенсию заранее. Этих 12% не хватило, в бюджете ПФР образовался дефицит.
ПФ не инвестирует средства, а лишь перераспределяет. Профессор считает, что дефицит в ПФ был бы меньше, если бы все граждане регулярно платили отчисления в ПФР. Но большинство старается этого не делать.
Ранее, из-за высокой стоимости нефти, власти не обращали внимание на нехватку пенсионных средств, поскольку эту дыру можно было всегда закрыть. Также сыграл роль и тот факт, что тогда РФ была на демографическом подъеме, и число работающих граждан возросла по отношению к пенсионерам. Тогда властям казалось, что все под контролем, отмечает Сафонов. По этой же причине власть не среагировала на сокращение коэффициента замещения пенсий, считает он.
Кризис 2008 года еще больше уменьшил поступления в ПФР из-за разорения и ухода в серую зону значительной части российских бизнесменов. Демографическая ситуация также изменилась - соотношение работающих и пенсионеров изменилось в пользу последних.
Пиком просчетов властей стало введение балльной системы, считает профессор. Это привело к потере имевшейся до этого связи размера пенсии со стажем, и люди начали уходить в тень, потеряв надежду на то, что государство поможет им обеспечить достойную старость.
Реформа не даст ожидаемого эффекта без разработки программы по формированию рабочих мест для граждан предпенсионного возраста, полагает Сафонов. Об этой программе власти ничего не говорят.
Экономист отмечает, что реформа отсрочит лишь на 2-3 года ситуацию с дефицитом в ПФР. Проблему может решить только увеличение притока страховых платежей. Не увеличивая размер отчислений, обеспечить это можно лишь тем, что платить в ПФ будет больше россиян, а получать пенсий — меньше.
Нужны дополнительно 13,4 млн человек, с зарплат которых производились бы необходимые отчисления. В РФ 13,16 млн граждан нового предпенсионного возраста, но 3,5 млн из них - инвалиды. Соответственно средств опять будет не хватать, отмечает Сафонов.
Ситуация осложняется также тем, что российская экономика в новых рабочих руках не нуждается, рассказал экономист.