В конце лета владельцы автомобилей стали замечать практически ежедневно меняющиеся ценники на заправках.
Ситуация усугубилась, когда сначала резкий рост цен на топливо, а затем и возникший дефицит вынудили сельхозпроизводителей останавливать полевые работы в самый разгар уборочной кампании. Именно тогда в СМИ и зазвучало выражение «топливный кризис».
Российский рынок ГСМ интересен тем, что его зависимость от мировых топливных кризисов минимальна по той причине, что страна сама и добывает нефть, и ее перерабатывает. Замкнутая система обеспечения топливом вынуждает искать причины возникающих сложностей исключительно внутри нее самой.
Возможно, именно поэтому привлечь к ситуации внимание чиновников из высших эшелонов власти взял на себя смелость председатель Ассоциации садоводов и питомниководов Ставропольского края Айдын Ширинов, который в начале сентября направил письмо в Совет Федерации, где обозначил проблему роста дизельного топлива на 40%. После этого ситуация стала обсуждаться на высоком уровне. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев регулярно проводит совместные с Минэнерго совещания, обращается к профильным комитетам Госдумы, взаимодействует с производителями ГСМ.
Молчаливые регионы
Спикером по проблеме от Минсельхоза стала заместитель министра Ольга Лут, которая на протяжении уже пары недель в разных местах повторяет одну и ту же «мантру», что необходимо подождать две-три недели, когда проблема будет решена «на системном уровне», а пока что Минсельхоз и Минэнерго «в ручном режиме» занимаются наполнением хранилищ для того, чтобы уборочная кампания не останавливалась.
Если проблемами аграриев государство хоть как-то, но занимается, то частные автовладельцы предоставлены сами себе. Цены на бензин растут ежедневно, также вполне ожидаемо растут цены на товары и продукты (средняя доля затрат на ГСМ в стоимости товаров в России – около 15%).
Можно предположить, что проблемы с ценами на топливо и его доступностью стали одной из предвыборных тем на ЕДГ-2023. Для выяснения ситуации INFOX обратился к руководителю аналитического центра «Акценты» политологу Антону Чаблину.
По словам эксперта, топливный кризис не стал рефреном предвыборной кампании-2023. «Даже в испытывающей глубокий дефицит дизельного топлива Ростовской области оппозиция об этом самом дефиците вообще ни зареклась. Хотя, казалось бы, что может быть актуальнее для аграрного региона? Да ещё и входившего всегда в «красный пояс». Ростовская КПРФ, где ваши мысли и идеи? Где предложения по ограничению цен?» – недоумевает Чаблин.
Аналогичная ситуация наблюдалась и на выборах Народный Хурал в Калмыкии, где 55% населения живет на селе, а в регионе тяжелейшая ситуация в агропроме. Кроме дефицита и подорожания дизтоплива — еще и вспышки бруцеллеза по всей республике. «Ладно, власти на это не реагируют. Но снова где оппозиция? Она болтает обо всем, чем только угодно, но только не о судьбах селян», – комментирует аналитик.
В аграрном Алтайском крае проблемы аналогичные тем, что есть в южных регионах. Тем не менее на выборах губернатора они также замалчивались. Виктор Томенко топливную тему старательно обходит, оставив ее федералам. Алтайские оппозиционные партии, и так придушенные, рост цен на дизель и бензин также не комментируют.
«Можно привести примеры и других субъектов. Везде ситуация примерно одинакова. Региональные власти перед выборами топливную тему старательно замалчивали. Пускай, мол, Москва отдувается. Так же и оппозиция, продемонстрировавшая свою абсолютную - прямо-таки преступную – беспомощность», – резюмирует ситуацию на выборах Антон Чаблин.
В ручном режиме
Топливный кризис в России, как утверждают профильные эксперты, может привести к большим «перекосам» в экономике страны, так сложности с поставками ГСМ обычно приводят к другим проблемам по «принципу домино». Нынешняя ситуация носит во многом инфраструктурный характер, так как на ее возникновение повлияли следующие факторы:
- проведение ремонта на нефтеперерабатывающих заводах в самый пик спроса;
- увеличение сроков доставки топлива по железнодорожным сетям;
- дисбаланс оптовых и розничных цен, из-за которого многие розничные продавцы отказались от закупок, а, следовательно, спровоцировали нехватку топлива на своих АЗС;
- повышенный спрос на бензин и дизель в период отпусков и разгар уборочной кампании.
«Топливный кризис необходимо разрешить. Он слишком затянулся и уже ощутимо бьет по ритейлу и аграрному сектору. Очевидно, что происходящие ценовые процессы негативно скажутся на инфляции и потребительских настроениях. Пока ситуация отпущена, однако на самом высшем уровне уже заговорили о возможности ручного регулирования. Вероятно, власти осознали риск взрывоопасных социальных ситуаций», – прокомментировал INFOX ситуацию экономический аналитик Артем Ермолаев.
В качестве мер по выходу из кризиса правительство предлагает либо полный запрет на экспорт нефтепродуктов, либо введение дополнительных пошлин на экспорт. Это, по задумке, министров остановит производителей от вывоза топлива за пределы страны и насытит внутренний рынок. Еще одна предлагаемая мера – установление «потолка цен», их ручное регулирование. Впрочем, пока эти меры будут согласовываться между министерствами, времени пройдет очень много, а решение кризисной ситуации требуется сейчас. Но его нет.