Есть мнение, что это самый дорогой самолёт в сегменте.
Стоимость нового российского самолета МС-21 производства «Иркут» с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3-4,6 млрд рублей за штуку — это дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing. При этом в цене МС-21 уже учтены субсидии от Фонда национального благосостояния.
Рыночная цена Airbus и Boeing составляет 50 млн долларов и ниже, сообщает «КоммерсантЪ». При этом качество этих самолетов известно. Российская же разработка пока остается сюрпризом. В конце 2021 года на МС-21 была заявлена еще более высокая цена — 4,7-4,9 млрд рублей за штуку. И тогда в эти самолеты ставили американские двигатели Pratt & Whitney, которые теперь запрещены санкциями.
Сообщается, что «Аэрофлоту» продать МС-21 могут по более выгодной цене: лизинговая компания «Ростеха» обещает купить для перевозчика самолеты МС-21 по 3,2 млрд рублей с поставкой в 2023-2026 годах. В «Ростехе» изданию объяснили, что стоимость отечественного МС-21 зависит от количества заказанных самолетов, их комплектации, а также от сроков поставки. В госкорпорации говорят, что российским авиакомпаниям новые МС-21 однозначно будут продавать по цене ниже рыночной.
При этом источники «Ъ» в нескольких авиакомпаниях готовятся к тому, что МС-21 обойдутся им дороже 5 млрд рублей за штуку, хотя бы потому что отечественный двигатель, которым заменили американский, точно не может быть дешевле импортного. Они не знают, смогут ли получать эти самолеты по ставкам лизинга как у «Аэрофлота». Если не смогут — «рынка не будет вовсе».
В правительстве об опасениях авиакомпаний знают. При этом также понимают, что продать самолеты по себестоимости невозможно. Министры и авиастроители пока что пришли к выводу, что «раскрутить» программу МС-21 можно с помощью «огосударствления» расходов «Иркута» и льготных финансовых механизмов.
Источник «Ъ» в авиапроме объяснил, что делать дешевые самолеты в РФ пока возможности нет — закупки и производство материалов в России обходятся во столько же, во сколько зарубежным производителям, а то и дороже. Единственное, что дешевле здесь — это труд работников. Кроме того, пока что нет серийного производства самолетов и других прибыльных проектов, которые позволили бы производителям снизить цены.
Читайте также:
Российские авиакомпании жалуются на проблемы с системой навигации в самолетах
Самолёт Azur Air не довез пассажиров из Москвы в Турцию — полетел обратно из-за неполадок