Сейчас международные бренды доминируют на полках, у них более сильный маркетинг.
В Минпромторге подсчитали, что около 70% непродовольственного ассортимента в российских торговых сетях принадлежит 70-ти корпорациям, в том числе международным. При таком раскладе отечественным брендам сложно пробиться к покупателю. Поэтому ведомство внесло законопроект о «российской полке» — гарантированном месте на прилавках для продукции российских производителей. Для разных видов товара выделят определенную квоту. Первой такой категорией может стать бытовая химия, пишут «Известия».
Магазины будут обязаны выделять на своих полках места для российской бытовой химии — в целом ей дадут несколько десятков процентов от ассортимента. Речь идет именно о российских брендах — не о локализованном производстве. При этом, отмечается, убирать с прилавков товары иностранных брендов не будут. Издание отмечает, что, например, в Китае на проходных местах в торговых залах выставляют товары местного производства, а для иностранной продукции отведены специальные места, и ее рекламируют не так активно.
Эксперты отмечают, что наличие товаров российских брендов на полках еще не означает, что их будут покупать — производители должны привлекать потребителей качеством и ценой, а также обепечивать нужный объем производства и поставок. Отечественный товар может и застояться на выделенных для него местах.
Есть также мнение, что помогать производителям нужно не столько освобождением для них места на полках, сколько материально — для повышения качества продукции и покупки хорошего оборудования.
Участники рынка отмечают, что некоторые иностранные производители, например, Henkel, передали контроль над российским бизнесом местному менеджменту. Новый закон должен быть грамотно составлен, иначе эти места на полках займут «вчерашние иностранцы» — уже хорошо известные в России марки. Хотя сама задумка — продвигать отечественные товары — хорошая, говорят эксперты.