Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Статусом не вышли: для чего иноагенты начали массово судиться

Музыкант и сатирик Семен Слепаков и блогер Илья Варламов (оба признаны иноагентами в России) обратились в Замоскворецкий районный суд Москвы с требованием признать незаконным решение Минюста о присвоении им статуса иностранного агента.

Ранее признанные в России иностранными агентами певица Земфира и юморист Максим Галкин подали иски в суд с аналогичными требованиями. Эксперты полагают: подобная скоординированность действий, возможно, говорит о начале полномасштабной кампании.

«Черный» список

Минюст России внес Галкина в список иноагентов еще в прошлом году – 16 сентября. Тогда в ведомстве объяснили свое решение тем, что шоумен получал финансирование от Киева при «осуществлении политической деятельности». Впрочем, сам артист заявил, что «к иноагентам себя не относит». Его супруга – Алла Пугачева – после заявления Минюста призвала российских правоохранителей и ее отнести к иностранным агентам.

Однако в сентябре Галкина уже не было в России – с февраля 2022 года он давал концерты за рубежом, а затем переехал в Израиль. Там проживает и его супруга.

Певица Земфира, по данным СМИ, покинула Россию практически сразу же после начала специальной военной операции и начала гастроли за рубежом. Так, минувшей осенью она давала концерты в 11 городах мира в рамках тура «Borderline Tour — 2022». На одном из концертов на Кипре зрители бросили на сцену флаг Украины во время исполнения песни «Не стреляйте». Певица унесла полотно за кулисы.

В список иностранных агентов певица была включена 10 февраля этого года. В Минюсте пояснили, что Земфира открыто поддерживала Украину, выступая в недружественных странах с концертами, на которых высказывала призывы против спецоперации. Также, по данным ведомства, она получала поддержку от «иностранных источников».

Блогер Илья Варламов попал в реестр иностранных агентов в конце марта. По мнению Минюста, он «распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике», а также получал финансирование из-за рубежа.

Музыкант Семен Слепаков был внесен в список 14 апреля этого года. По утверждению Минюста, он получал поддержку из-за рубежа, выступал против военных действий на Украине, а также «формировал негативное отношение к военной службе и государственной службе в целом», при этом якобы негативно отзывался о россиянах. Известно, что Слепаков записал несколько антивоенных песен, в прошлом году музыкант перебрался в Израиль.

«Единая кампания»

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов полагает, что, судя по всему, массовая подача исков в суды – это единая кампания.

«Они стали массово подавать в суд эти иски – Галкин, Земфира, Слепаков, Варламов и другие; что называется, группой лиц по предварительному сговору. Что касается цели такой кампании, то открытый судебный процесс – прекрасная информационная площадка для публичного выражения иноагентами своих прогрессивно-либеральных, русофобских и «антивоенных» идей, и, полагаю, все они этой трибуной обязательно воспользуются», – заявил INFOX Иванов.

Кроме того, считает собеседник издания, «здесь очевиден шкурный интерес».

«Когда эти люди уезжали из России, они были популярными артистами, но теперь лишились своей аудитории, а значит – серьезного источника доходов. Сегодня в России ни один продюсер в здравом уме не будет вести дела с иноагентами, организовывать их концерты и заключать с ними договоры. Поэтому, возможно, они все еще надеются вернуться на российский рынок развлечений. Впрочем, даже если они выиграют суд, их концерты в нашей стране будут проходить в полупустых залах: репутацию трудно заработать, но очень легко потерять», – уверен Иванов.

По оценкам основателя адвокатского агентства «Законовед» Григория Сарбаева, «одно дело заявлять что-то в информационном пространстве и совсем другое – апеллировать к правовым нормам».

«Последнее важно, поскольку на юридическом уровне иноагенты заявляют не просто о своем несогласии, а о нарушении законодательства в отношении них. Это, с одной стороны, позволит им осуществить дальнейшие шаги по оспариванию статуса как на российском, так и на европейском уровне, а с другой – продемонстрирует, что они и в правовом поле не приняли статус, в суде боролись за свои права. Это станет важно в случае изменения политической ситуации», – заявил в разговоре с INFOX адвокат.

При этом, считает он, практически одномоментное обращение в суд создает ощущение команды из единого центра.

«Со своей стороны судебная система РФ получит возможность приступить к выработке правоприменительной практики по новому законодательству. Относительно перспективы дел могу констатировать, что шансы на отмену решений Минюста стремятся к нулю, однако, на мой взгляд, это не является основной целью», – пояснил эксперт.

Ранее комиссия по борьбе с иностранным вмешательством во внутренние дела России подготовила поправки, ужесточающие закон об иноагентах, сообщил председатель комитета Госдумы Василий Пискарев в телеграм-канале. Он, в частности, заявил, что комиссия хочет «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием и пытается обойти законы».

Так, в поправках предлагается запретить оказывать государственную имущественную поддержку иноагентам. По словам парламентария, пока они не могут получать лишь финансовую поддержку государства, а это «разные виды поддержки».

Полная версия