Москва
3 января ‘25
Пятница

И целого тура мало: Турция не смогла выбрать президента с первой попытки

Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в первом туре выборов главы государства набрал 49,35%. Его основной соперник Кемаль Кылычдароглу получил 45%.

Это означает, что определить главу государства пока не удалось. Второй тур должен пройти 28 мая. Однако происходящее в Республике обещает еще немало интриг, прогнозируют эксперты.

Турецкий гамбит

Действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган занимает свой пост с 2014 года. До этого, с 2003-го, когда основанная им Партия справедливости впервые победила на парламентских выборах, он занимал пост премьер-министра. При этом Эрдоган заявлял о готовности уйти из власти, если проиграет на выборах 2023 года. В частности, политик говорил, что «тот, кто не уважает результаты голосования, не уважает нацию».

Всего участие в президентской гонке принимают четыре кандидата. Между тем, основным конкурентом Эрдогана стал лидер оппозиции, глава Республиканской народной партии, выдвинутый Национальным альянсом из шести партий, Кемаль Кылычдароглу. Он до прихода в большую политику в качестве депутата национального собрания Турции длительное время отработал на госслужбе. В 2002 году он вступил в Республиканскую народную партию, а в 2010 году стал ее председателем. В 2009 году Кылычдароглу принимал участие в выборах мэра Стамбула, однако проиграл кандидату от правящей Партии справедливости и развития. В президентских выборах Кылычдароглу ранее никогда не участвовал.

Справедливости ради стоит отметить, что второй тур с участием Эрдогана и Кылычдароглу считался наиболее вероятным сценарием.

В ходе подсчета голосов Эрдоган заявил, что, по предварительным данным, лидирует «с явным отрывом» по итогам состоявшихся 14 мая выборов главы государства в стране.

«Хотя окончательных данных пока нет, могу сказать, что мы с явным отрывом лидируем. Мы верим в то, что сможем набрать свыше 50% голосов по итогам первого тура выборов. Еще не подсчитаны голоса избирателей, которые проголосовали за рубежом», — отметил Эрдоган.

По его словам, Высшей избирательной комиссии потребуется «немного больше времени» для подсчета голосов. Также президент Турции обвинил оппозицию в попытке одурачить людей утверждениями, что их кандидат якобы лидирует на выборах.

В то же время Кемаль Кылычдароглу выразил уверенность, что у действующего главы государства не получится стать президентом по результатам первого тура.

«Эрдоган, несмотря на все свои кощунства, наверняка не набрал желаемых результатов... Выборы на балконах не выигрываются», — сказал Кылычдароглу на пресс-конференции в штабе своей партии.

Он подчеркнул, что оппозиционный альянс готов ко второму туру выборов, если того желает народ. При этом Кылычдароглу выразил при этом надежду, что выиграет во втором туре.

«Ноздря в ноздрю»

Сейчас уже вряд ли кто-то рискнет сделать прогноз на победу одного из кандидатов на президентских выборах в Турции, подчеркнул в разговоре с INFOX руководитель Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров.

«Второй тур как один из возможных сценариев, безусловно, рассматривался, но только гипотетически. Большинство всё равно считало, что Эрдоган победит — если не за счет своего политического веса и влияния на международную повестку, то счет административного ресурса. Теперь шансы уравнялись — и это делает турецкие выборы непредсказуемыми и драматичными. Речь уже не просто о том, кто из кандидатов выиграет выборы. Тут скорее речь уже о цивилизационном выборе: демократия или авторитаризм; победа Старого Света или Нового. Особую пикантность этой ситуации придает то, что исход второго тура, вероятнее всего, решат голоса националистов. А в зависимости от ситуации эти голоса могут достаться и Эрдогану и Кылычдароглу», — пояснил Самодуров.

По моей практике, и в целом по наблюдениям, во втором туре кандидат «от власти» всегда проигрывает, заявил INFOX доцент кафедры политической психологии СПбГУ, кандидат психологических наук Пётр Бычков.

«Удастся ли Эрдогану переломить эту тенденцию — узнаем через две недели. Очевидно, что это время кандидатами будет потрачено в том числе на переговоры с зарубежными партерами. Примечательно, кстати, что даже на участках в России, у Кылычдароглу — более 55%. К слову, нельзя недооценивать и тот факт, что Кылычдароглу — алавит, как и семейство Асадов», — отметил Бычков.

Руководитель аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский назвал полученные результаты турецких выборов «достаточно прогнозируемыми».

«Эрдоган победил в первом туре с небольшим перевесом, прежде всего, за счет поддержки центральной части страны. В общем-то, он не сильно проиграл и в крупнейших городах. Соответственно, победит тот, кто проведет эффективную мобилизацию своих сторонников. Думаю, что сейчас начнется война компроматов. Однако сторонники оппозиции будут проводить тотальную мобилизацию, информационно нагнетать обстановку. Третий кандидат, который набрал 5% голосов, уже публично объявил, что поддержит, скорее всего, оппозицию. И это тоже важный фактор», — заключил в беседе с INFOX Игнатовский.

Он полагает, что в конечном итоге разница между победителем и проигравшим окажется в несколько процентов, а то и меньше. «Придут ноздря в ноздрю», — пояснил эксперт.

Полная версия