Штраф 300 тысяч или 7 лет тюрьмы: в Госдуме предлагают наказывать за подложные декларации в налоговую
В ФНС говорят, что сейчас распространена схема, связанная со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. По ней незаконно оформили налоговые вычеты на 1 трлн рублей.
В Госдуму внесли законопроект, предусматривающий ответственность за сбыт или предоставление налоговой подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, сообщает ТАСС.
Имеется в виду схема незаконной налоговой оптимизации: когда фиктивно покупаются товары и услуги, за счет чего на бумаге увеличивается входящий НДС. Для этого используют документы компаний, зарегистрированных на подставных лиц, и от их имени оформляются подложные счета-фактуры и налоговые декларации. Организаторы таких схем берут за работу 2-3% от суммы фиктивно подверженных налоговых вычетов.
Если обман нанес крупный ущерб гражданам и организациям и привел к получению дохода от 2,25 млн рублей, то предлагается наказывать это:
- в лучшем случае — штрафом в размере 100-300 рублей;
- в худшем случае — тюремным сроком или принудительными работами до 4 лет + штрафом в размере дохода за полгода;
Если преступление совершила организованная группа, или если оно привело к получению дохода от 9 млн рублей — тюремным сроком до 7 лет либо принудительными работами на срок до 5 лет + штрафом в размере дохода за пять лет.
Также предлагается прекращать уголовное преследование после возмещения ущерба.
Как пишет «Коммерсант», правительство и Верховный суд в целом инициативу поддерживают.
Опрошенные газетой эксперты уточнили, что предложенная мера направлена не на налогоплательщиков, которые пытаются уклониться от налогов, а на тех, кто оформляет фиктивные счета-фактуры.
По мнению юристов, такой законопроект нужен, но его нужно доработать — прежде всего исключить из статьи действия по предоставлению налоговых деклараций, потому что это создает угрозы для тех, кто даже ненамеренно подал такие недостоверные документы. Также нужно уточнить формулировки, чтобы из-за ошибочных документов под уголовное преследование не попал широкий круг лиц.