Минфин объявил ее в марте на фоне санкций, но отклика от владельцев активов за рубежом не последовало.
До этого российские власти трижды объявляли амнистию капитала. Такой ход позволяет владельцам сокрытого имущества и средств легализовать их без привлечения к ответственности. В этом году перечень финансовых активов расширили. Раньше можно было задекларировать ценные бумаги, доли в иностранных компаниях, средства на счетах в иностранных банках — теперь к ним добавили иные финансовые активы и наличные.
Однако новая амнистия интереса у владельцев зарубежных активов не вызвала, сообщают «Ведомости», ссылаясь на экспертов из крупных аудиторско-консалтинговых компаний.
Представители Kept и «Технологии доверия» отмечают, что запросов на амнистию пока единицы, по сравнению с массами заявок на прошлых этапах. Это же заметили в «Деловые Решения и Технологии». В ГК «Б1» ожидают, что спрос на амнистию капитала возрастет ближе к концу срока действия (28 февраля 2023 года), как это было в прошлые годы, а пока он, действительно, минимальный.
Глава департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов сомневается, что те, кто проигнорировал прошлые этапы амнистии, вдруг захотят сейчас выйти из тени. К тому же сейчас появился серьезный сдерживающий фактор — ограничение на перевод средств из зарубежных банков в Россию и комиссия за хранение валюты на счетах внутри страны.
Юрист Forward Legal Олесь Груздев напоминает, что в прошлые этапы амнистии капитала раскрытие информации об активах в некоторых случаях прошло отнюдь не безболезненно: на основе деклараций возбуждались уголовные дела. Самое громкое — дело Валерия Израйлита, чье обвинение было выстроено на основе его же деклараций в рамках амнистии капитала. Он задекларировал подконтрольные ему иностранные компании, квартиру в Лондоне, банковские счета и акции. Его обвинили в выводе средств за границу по поддельным документам, мошенничестве и легализации преступных доходов.
И хотя сейчас запретили использовать данные из деклараций для возбуждения уголовных дел, доверие налогоплательщиков не восстановилось, говорит Груздев.
Его мнение разделяет доктор экономических наук Никита Кричевский: люди научены горьким опытом, когда они доверились власти, а потом получили реальные нехилые сроки, пишет он в своем Telegram-канале. К тому же новая амнистия затевается в период большого трансфера власти, а в таких условиях на возврат средств отважится лишь тот, кто вывел деньги случайно. «Ну и кому это интересно?», — подытожил Кричевский. Прошлые амнистии, по его мнению, были близки к провальным.