Экономист и депутат оценили масштабы проблем отечественного бизнеса в условиях пандемии COVID-19.
По мнению депутата Госдумы Олега Шеина, главной проблемой отечественного бизнеса является отсутствие сбыта, а не налоги. В этом заключается проблема российской экономики, которая не может существовать в вакууме. Клиенты должны быть внутри страны или за ее пределами, как у КНР. Если у внутреннего потребителя сокращаются доходы, это значит, что отечественные предприниматели остаются без отечественных потребителей, пояснил он.
По словам Шеина, доля малого бизнеса в России постоянно уменьшается. В пример он привел Астраханскую область, в которой за последние 15 лет доходы от малого предпринимательства снизились с 15% до 6%, пишет ФАН.
Экономист Михаил Беляев полагает, что российский бизнес испытывает такие же проблемы, как бизнесы в других странах, которые были вынуждены ввести жесткие ковидные ограничения. Он пояснил, что малый бизнес подвержен высоким рискам в рыночной экономике. Такие компании постоянно рождаются и умирают, что обычно для экономики.
По мнению специалиста, кризис выполняет «очистительную функцию». Коронакризис стал проверкой для предпринимателей. Он помог «очистить» российский рынок от «избыточных предприятий», сказал собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Беляев полагает, что не стоит переживать за малый бизнес. Во время снижения заработков и потери работы сокращение спроса на услуги малых компаний логично. Государство помогло им выжить. Поэтому говорить о критической ситуации в российском бизнесе говорить не приходится, заявил экономист.
В новой реальности предприниматели «должны использовать свою предприимчивость» и находить новые формы работы, подчеркнул собеседник издания.
В феврале аппарат бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова провел опрос владельцев и руководителей пяти тысяч компаний, расположенных во всех российских регионах. По итогам работы в 2020 году большинство опрошенных предпринимателей сообщили о проблемах. Почти половина владельцев бизнеса (45%) сократила зарплаты сотрудникам. У 40% компаний выручка за год снизилась в полтора раза, у 60% — на треть. Только 20% опрошенных не заметили снижения спроса.