Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Несмиян: «2021 год — последний год "газовой эры"»

Аналитик Анатолий Несмиян предположил, удастся ли России встроиться в новую энергетическую систему.

«Газовая эра» закончится в 2021 году не из-за истощения газовых запасов, а из-за распространения новых технологий и новых энергоносителей. Сегодня предложение голубого топлива становится избыточным, считает блогер.

Перспективы и сложности водорода

Анатолий Несмиян напомнил, что в перспективе газ может заменить водород. К 2050 году спрос на него может составить порядка 470 миллионов тонн. Современный газовый рынок (СПГ, природный, попутный) составляет 1 миллиард тонн. К середине века мир переживет энергетический переход, полагает он.

Автор уточнил, что это предположение может меняться. Однако движение в этом направлении уже началось. Несмиян указал, что с 1 января 2022 года ЕС вводит налог на энергоносители, при сжигании которых выделяется углекислый газ. Под него попадают энергоносители, производящиеся с выделением углекислого газа.

На этом фоне прогнозы о выборе газа вместо угля, нефти и атома кажутся слишком бравурными, отмечает автор. «Позеленение» европейской энергетики пойдет дальше: ЕС вообще откажется от углеродсодержащего топлива.

При этом в переходный период спрос на газ будет расти. А спрос на водород будет расти еще быстрее. По мере создания водородной энергетики Европа будет вводить новые ограничения на поставки газа, полагает аналитик.

Несмиян напомнил, что пока водород сложно хранить и транспортировать. Кроме того, его отличает высокая взрывоопасность. Невозможно использовать инфраструктуру природного газа для водорода. Нужны новые технологические решения и более высокий уровень безопасности. Это повлияет на поставщиков, снизив их количество. Технологически отсталые страны не смогут претендовать на участие в этом процессе.

Что это значит для России

Для РФ эта проблема станет особенно актуальной из-за деградации технологического и промышленного развития, отягощенной санкциями.

По словам эксперта, Россия при Владимире Путине последовательно исключается из мирового разделения труда. При этом политика имеет ключевое значение: контакты с токсичным российским режимом слишком рискованны. Крайне сложно выстраивать долгосрочные экономические отношения со страной, которая в любой момент может оказаться под новыми санкциями. Слишком много рисков, говорящих об убытках. В пример он привел историю с «Южным потоком», закрытым из-за политического давления. А «Севпоток-2» и «Турецкий поток» постоянно находятся под санкциями.

Кремль объясняет эту ситуацию «недобросовестной конкуренцией». Несмиян видит в этом слишком поверхностный взгляд, который не помогает определить и решить проблему.

Полная версия