Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Поможет ли госпропаганда вакцинации от коронавируса – мнение

Экономист Константин Сонин высказался об эффективности российской пропаганды на примере вакцинации от ковида.

Государственная пропаганда в России не сможет переубедить граждан в чем-либо. Она может только «расковыривать раны», считает профессор Чикагского университета и ВШЭ.

Константин Сонин напомнил, что последствия пропаганды и рекламы сложно измерить. Легко принять корреляцию за причинно-следственную связь. Соответственно, произошедшее без пропаганды можно принять за ее последствия. Если телепропагандисты говорят в негативном ключе об Украине — это причина роста антиукраинских настроений? Или они говорят то, что хотят услышать зрители?

По мнению профессора, госпропаганда в РФ очень сильна в «расковыривании ран» и слаба во всем остальном. Пропагандисты могут вывести в то тему, по которой у людей есть мнение, но она для них неважна. Однако они не могут поменять взгляды россиян, полагает Сонин.

В пример он привел события 2014 года на Украине. Тогда «телеоргия» расковыряла антиукраинские и антиамериканские взгляды, но была не способна изменить отношение к доллару. В итоге россияне негативно высказывались об «американской военщине», но закупались долларами, несмотря на прогнозы о его крахе.

Эксперт отметил спорность утверждения о том, что антиукраинские настроения были спящими. Проще винить в их активизации пропаганду. Однако проверить это предположение и предположения о том, что это последствия пропаганды, невозможно.

Сонин назвал антиковидную вакцинацию важным приоритетом государства. На нее тратят политические ресурсы, когда граждан «принуждают или вынуждают» делать прививки. Но госпропагандисты не могут кого-то убедить или что-то поменять. Переубедить — это не расковырять старую рану. Пропагандисты могут накрутить просмотры или лайки, чтобы отчитаться о якобы влиянии на массы. Однако в реальности они не могут этого, заключил эксперт.

Полная версия