Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Аналитики Credit Suisse рассказали, как пандемия изменила мир

Эксперты швейцарского финансового конгломерата назвали основные глобальные последствия распространения коронавирусной инфекции.

Пандемия COVID-19 стала катализатором тенденций, которые начались в мире до нее. При этом она не привела к радикальным изменениям, говорится в докладе Credit Suisse. Документ изучил РБК.

Эксперты выделили долгосрочные тренды в экономике, политике и соцсфере. По их мнению, последствия от ковидной пандемии будут слабее, чем от предыдущих эпидемий, несмотря на сильный спад экономической активности во всем мире. Это предположение основано на меньшей смертности от ковида, особенно среди молодых и зрелых людей, а также медицинском прогрессе. Он позволит в скором времени начать массовую вакцинацию.

Инфляция

Аналитики считают необоснованными опасения экономистов о росте глобальной инфляции, которую может вызвать большая фискальная и монетарная поддержка. По данным МВФ, страны направили на борьбу с коронакризисом около 12 триллионов долларов. В Credit Suisse указали на отсутствие связи между ростом денежной массы и индексом потребительских цен, что наблюдается около 30 лет.

По их мнению, инфляционные риски возможны при еще большем наращивании расходов государствами и повышении мультипликаторов этих расходов, а также при обслуживании политических целей властей Центральными банками.

Эксперты предполагают, что мир после коронавируса будет отличаться «вялым» экономическим ростом и слабой инфляцией. При этом рост инфляции остается экстремальным риском, который может реализоваться из-за демографических или политических факторов.

Мультилатерализм

Эпидемия усилила ослабление внешнеэкономических отношений, выгодных для всех участников, (мультилатерализм) и активность международных институтов. Страны пытаются расширить свои базы и снизить зависимость от других, особенно от КНР.

Последствием этого тренда могут стать диверсификация цепочек поставок и возвращение производства. Пекин может остановить экспансию в Латинскую Америку и на Ближний Восток, ограничившись Юго-Восточной Азией, говорится в документе.

Государство

ЧС привела к расширению полномочий государств. Они направили на борьбу больше денег, чем во время кризиса 2008-2009 гг. Некоторые лидеры принимали решения в обход парламентов. После окончания пандемии они захотят сохранить такой подход, предполагают эксперты.

По их мнению, у «эпидемического социализма» могут быть негативные последствия. В пандемию поддержка государства помогла и людям, и компаниям. Но она могла нарушить естественную динамику рынка и ответственность людей за выход из кризиса. Люди могут привыкнуть к получению поддержки от государства, пояснили авторы исследования.

Они подчеркнули, что демократические или авторитарные формы правления не показали разницы в борьбе с кризисом. Успешный ответ определяет не форма правления, а набор факторов. Среди них — опыт борьбы, кризисный менеджмент, доверие к властям и ориентация на науку.

Неравенство

Пандемия усилила риск углубления социально-экономического неравенства. Во многих странах люди работают без официального оформления или гарантий. Они могут потерять доход на фоне кризиса. Более того, работники неформального сектора являются одними из самых уязвимых.

Необходимость нивелирования неравенства может привести к налоговым реформам, что вызовет утечку капиталов и трудовых кадров в другие страны, полагают авторы.

Полная версия