Москва
3 января ‘25
Пятница

Аналитик объяснил, какие цели преследует Турция в нагорно-карабахском конфликте

Баку и Ереван договорились о прекращении огня, а потом обвинили друг друга в нарушении режима тишины в Нагорном Карабахе.

В Минобороны Армении заявили, что в ночь на 12 октября обстановка в зоне карабахского конфликта «была относительно стабильной и напряженной». Азербайджанские силы обстреливали южный фронт, добавили в ведомстве.

В Минобороны Азербайджана обвинили ВС Армении в обстреле Агдамского, Геранбойского и Тертерского районов. В результате обстрелов люди получили ранения, отмечает «Дождь».

Ранее представители Баку и Еревана при участии представителей Москвы провели переговоры. Стороны согласились прекратить огонь 10 октября. Но режим тишины продлился несколько часов, после чего боевые действия возобновились.

Роль Турции

В интервью РБК президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что переговоры по конфликту в Карабахе должны проходить при более активном участии Турции. Он положительно оценил роль Анкары и в регионе, и в мире. По его словам, она должна принимать более активное участие в решении конфликта. Как это будет реализовано — вопрос технический. Главное, что создание рабочей группы по урегулированию должно отражать современную геополитическую обстановку, пояснил президент.

Аналитик Анатолий Несмиян полагает, что в этом заявлении скрывается главная задача, для решения которой Азербайджан пожертвовал военными и подверг угрозе свои города. По его мнению, Алиев — «марионетка Эрдогана», а обострение в Арцахе — «демонстрация сдачи суверенитета Азербайджана Турции».

Эксперт считает, что для граждан Азербайджана разжигают «патриотический и военный психоз». При этом военные цели войны недостижимы. Новое обострение не имеет внятных результатов, что говорит о затяжном характере. Несмиян назвал эту ситуацию «позиционным тупиком».

Несмиян объяснил поведение Алиева слабостью его положения в Азербайджане. Он сделал ставку на стабильность, за которой скрывается лояльность к режиму. Это стало вызывать раздражение и напряжение в обществе. Война дала шанс временно сплотить людей вокруг режима, а «вассальное положение» по отношению к Эрдогану — «шанс "прислониться" к более сильному сюзерену».

Политическая и военная цели

По его оценке, эскалация в Карабахе для Баку стало авантюрой, осмысленной только в политической составляющей. Анкара, используя Алиева, хочет войти в Закавказье и закрепиться там. У нее уже есть небольшие успехи, подчеркнул автор. Задача состоится во введении Турции в переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту.

Политическая задача согласуется с военной — наводнить границу Азербайджана и России «прокси-террористами», предполагает аналитик. После окончания войны боевики, завезенные Турцией в зону конфликта, могут остаться в Азербайджане, близ границ с РФ. Они смогут вести диверсионную борьбу в России. При этом Турция останется формально непричастной, подчеркнул Несмиян.

По его мысли, Анкара сможет использовать этот пункт для давления на Москву. В этой логике конфликт в Арцахе нужен Турции для закрепления в регионе и выхода к Каспию, а также для реализации Транскаспийского коридора и защиты Южного коридора. Как отметил автор, война идет за доступ Европы к газовым запасам Кавказа и Средней Азии. Поэтому ЕС поддерживает активность Эрдогана, формально осуждая его.

Пока Турция не участвует в переговорах, война в Нагорном Карабахе продолжится. Она примет менее интенсивный и затяжной характер, что истощит обе стороны, резюмировал Несмиян.

Полная версия