«Лукашенко постепенно понимает, что его власти пришел конец» – мнение
Политолог Константин Сонин прокомментировал встречу белорусского президента с несколькими оппозиционными лидерами.
Встреча прошла в СИЗО КГБ. Среди участников были экс-главный соперник Александра Лукашенко на выборах Виктор Бабарико, член президиума координационного совета Лилия Власова и другие.
По мнению Константина Сонина, «это уже кое-что», хотя встреча не похожа на круглые столы 1980-х годов, на которых передавалась власть оппозиционерам в Чехословакии и Венгрии. По его словам, Лукашенко «постепенно понимает, что его власти пришел конец».
Белорусский лидер может договорить о неприкосновенности для себя и семьи и даже о сохранении символической власти. Однако он не сможет дать гарантии для силовиков, полагает Сонин. Руководители силовых ведомств имеют самые плохие перспективы при всех сценариях. Мелкие начальники смогут продолжить работать, поскольку полицейские нужны в любых государствах. Еще они могут уехать в соседние страны и заниматься тем же, добавил эксперт.
Сонин подчеркнул, что ответственность за убийства и избиения на митингах лежит на Лукашенко. Он решал вести переговоры с людьми, и он отдавал приказ бить протестующих. Он отвечает за убийства экс-министров в 1990-е года, убийства и избиения на митингах 2020 года, добавил автор.
По его мнению, важно, чтобы главы предприятий и государственных учреждений, не связанные с насилием, выступали против него и за освобождение политзаключенных. Политолог привел в пример белорусских спортсменов, которые выступили против насилия, не заняв радикальной политической позиции. С одной стороны, это не будет прямым выступлением против Лукашенко. С другой, у него появится возможность для договоренностей для себя и аресте для силовиков, пояснил Константин Сонин.
Протесты в Беларуси продолжаются с 9 августа. ЦИК объявил победителем выборов Александра Лукашенко, что не признала оппозиция. Она созвала координационный совет, который хотел передать власть Светлане Тихановской до проведения выборов. Лукашенко увидел в этом попытку незаконного захвата власти.